Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белинской С.В, судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2-719/2020 по иску Дегена Юрия Альбертовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов работы в стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Дегена Юрия Альбертовича на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В,
УСТАНОВИЛА:
Деген Ю.А. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми (далее - УПФР в г. Воркуте Республики Коми, Управление, пенсионный орган, ответчик), в котором просил признать решение УПФР в г. Воркуте Республики Коми N200000080/119663/20 198/15 от 26 октября 2020 г. незаконным и отменить; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2, периоды работы: в Сарбайском рудоуправлении города Рудный Республики Казахстан с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г, с 18 марта 1984 г. по 27 апреля 1984 г.; в Краснооктябрьском Бокситовом рудоуправлении города Лисаковск Республики Казахстан с 18 октября 1995 г. по 29 июля 2000 г, с 19 октября 2000 г. по 3 июля 2006 г, в качестве помощника машиниста экскаватора, монтера пути, машиниста экскаватора; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, то есть с 20 апреля 2020 г.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 20 апреля 2020 г, то есть за месяц до достижения пенсионного возраста, обратился в УПФР в г. Воркуте Республики Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. В уведомлении ему было предложено представить справки о стаже и заработной плате за период с 1983 по 2007 годы. Истец, самостоятельно запросив необходимые документы, предоставил их в УПФР в г. Воркуте Республики Коми. В июле 2020 года ответчик самостоятельно направил запрос в Республику Казахстан для подтверждения достоверности и обоснованности представленных справок. Решением N от 26 октября 2020 г. ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. При этом из стажа исключил указанные спорные периоды работы.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 г. исковые требования Дегена Ю.А. удовлетворены частично.
Суд обязал ответчика включить Дегену Ю.А. в стаж по Списку N 2 периоды работы: помощником машиниста экскаватора 4 разряда в Сарбайском рудоуправлении Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г.; машинистом экскаватора на Белинском руднике акционерного общества "Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление" с 18 октября 1995 г. по 29 июля 2000 г.
Суд также обязал ответчика назначить Дегену Ю.А. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 мая 2020 г. и выплатить с указанной даты не полученную сумму пенсии.
В остальной части заявленных Дегеном Ю.А. требований отказано.
Взысканы с ответчика в пользу Дегена Ю.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2021 г. решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 г. отменено в части удовлетворения требований о включении в стаж по Списку N 2 периода работы машинистом экскаватора на Белинском руднике акционерного общества "Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление" с 1 января 1998 г. по 29 июля 2000 г, назначении страховой пенсии с 18 мая 2020 г. и выплате с указанной даты неполученной суммы пенсии, в удовлетворении требований в указанной части отказано.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, а также принятии дополнительно нового решения о включении в специальный стаж ряда периодов работы и обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец 20 апреля 2020 г. обратился в УПФР в городе Воркуте Республики Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
В уведомлении от 20 апреля 2020 г. ответчиком было предложено Дегену Ю.А. представить документы, подтверждающие периоды работы по Списку N 2.
17 июля 2020 г. истец представил в УПФР в городе Воркуте Республики Коми справку о стаже и заработной плате N от 18 мая 2020 г. (N д- N от 13.05.2020), справку о стаже N от 5 июня 2020 г, архивную справку, уточняющую характер работы N от 5 июня 2020 г. и архивную справку о заработной плате N от 5 июня 2020 г.
Решением УПФР в городе Воркуте Республики Коми от 26 октября 2020 г. N Дегену Ю.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы по Списку N 2 Указано, что по представленным документам на день обращения истец имеет следующую продолжительность стажа работы: страховой стаж (календарно) - 22 года 08 месяцев 24 дня; стаж для определения права - 28 лет 07 месяцев 11 дней; стаж работы по Списку N 2 - 08 лет 04 месяца 03 дня. Отказано во включении в специальный стаж работы по Списку N 2 следующих периодов работы: с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г. - помощником машиниста экскаватора в Сарбайском рудоуправлении Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината; с 18 марта 1984 г. по 27 апреля 1984 г. - монтером пути в Сарбайском рудоуправлении; с 18 октября 1995 г. по 29 июля 2000 г. - машинистом экскаватора в акционерном обществе "Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление"; с 19 октября 2000 г. по 3 июля 2006 г. - помощником машиниста экскаватора в Белинском бокситовом руднике.
Установлено, что в спорные периоды истец работал на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик и государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. - в Республике Казахстан.
Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Дегена Ю.А, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь нормами Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (статьи 1, 6), Конституции Российской Федерации (статья 39), Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статьи 8, 11, 30, ), Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (пункты 1, 3, 4), включил период работы истца в должности помощника машиниста экскаватора с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г. (05 месяцев 01 день) в специальный стаж истца, однако период работы истца монтером пути с 18 марта 1984 г. по 27 апреля 1984 г. признал не подлежащим включению в специальный стаж, ссылаясь на Список N 2, утвержденный Постановлением N 1173, которым в подразделе 1 "Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности" раздела I "Горные работы" такая должность не предусмотрена.
Суд, также исходил из подпункта "а" пункта 1 "Открытые горные работы и работы на поверхности" раздела I "Горные работы" Списка N 2, утвержденного Постановлением N 10, которым предусмотрено право машинистов экскаваторов на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда (позиция 2010100а-14388), включив период работы истца с 18 октября 1995 г. по 29 июля 2000 г. (04 года 09 месяцев 1 1 дней) в специальный стаж по Списку N 2.
Принимая во внимание то, что в период с 19 октября 2000 г. по 2 июля 2006 г. истец работал помощником машиниста экскаватора и исполнял обязанности горного мастера участка, однако указанные должности не предусмотрены Списком N 2, утвержденным Постановлением N 10, суд отказал во включении данных периодов в специальный стаж.
Кроме того, со ссылками на то, что определяющим критерием для включения периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях труда после 1 января 2002 г, является, в том числе, факт уплаты страховых взносов, суд пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 1 января 2002 г. не подлежат включению в его специальный стаж.
С учетом продолжительности стажа, определенного ответчиком (08 лет 04 месяца 13 дней), периодов работы истца, включенных судом в специальный стаж по Списку N 2 с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г. (05 месяцев 01 день) и с 18 октября 1995 г. по 29 июля 2000 г. (04 года 09 месяцев 11 дней), суд определил, что стаж истца по Списку N 2 составил более 12 лет и 6 месяцев, следовательно, досрочная страховая пенсия по старости истцу должна быть назначена ответчиком на основании заявления от 20 апреля 2020 г. со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 18 мая 2020 г. (с момента достижения истцом возраста 55 лет).
В связи с изложенным, суд признал незаконным решение ответчика N от 26 октября 2020 г. в части отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа по Списку N 2.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы по Списку N 2 с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г. (05 месяцев 01 день) и с 18 октября 1995 г. по 31 декабря 1997 г. (02 года 02 месяца 14 дней).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода работы после 1 января 1998 г. и назначении ему страховой пенсии не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж истца периода его работы после 1 января 1998 г. и назначении ему страховой пенсии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что включение периода с 1 января 1998 г. по 29 июля 2000 г. не основано на нормах материального права, поскольку Закон Казахской ССР от 17 июня 1991 N 675-ХП "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", предусматривающий назначение льготных пенсий по Спискам N1 и N2, утратил силу в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N136-1 "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан", вступившим в силу с 1 января 1998 г, отменившим институт льготных пенсий.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми также учтено и то обстоятельство, что действующим в настоящее время законодательством Республики Казахстан не предусмотрено назначение пенсионных выплат на льготных условиях (Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. N105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан").
Приняв во внимание, что специальный стаж истца составляет менее необходимых 12 лет и 6 месяцев (стаж, определенный ответчиком (08 лет 04 месяца 13 дней) + обоснованно включенные судом периоды работы истца по Списку N 2 с 20 мая 1983 г. по 20 октября 1983 г. (05 месяцев 01 день) и с 18 октября 1995 г. по 31 декабря 1997 г. (02 года 02 месяца 14 дней), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для назначения истцу пенсии с 18 мая 2020 г. на основании заявления от 20 апреля 2020 г, и отмены решения ответчика N 200000080/119663/20 198/15 от 26 октября 2020 г.
Признав решение суда первой инстанции не отвечающим требованиям законности и обоснованности в части удовлетворения исковых требований Дегена Ю.А. о включении в специальный стаж периода работы истца с 1 января 1998 г. по 29 июля 2000 г, а также назначении истцу пенсии с 18 мая 2020 г. на основании заявления от 20 апреля 2020 г, отмены решения N от 26 октября 2020 г, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в указанной части, постановив новое решение об отказе в удовлетворении иска Дегена Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что с принятым судебным актом суда апелляционной инстанции в полной мере согласиться нельзя и доводы кассационной жалобы частично заслуживают внимания.
Отсутствие закона об установлении пенсии на льготных основаниях в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае в Республики Казахстан, не является основанием к отказу в учете периодов работы истца, протекавших на территории этого государства, в специальный стаж в силу следующего.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г, Соглашение).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 указанного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 01 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан, судом апелляционной инстанции учтены не были.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно, наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях, имевшей место в период до 1 января 2002 г, судом апелляционной инстанции не устанавливались.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права в силу вышеприведенных положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть изложенное и с учетом установленных по делу обстоятельств и требований закона разрешить спор.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.