Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Александровой Ю.К, судей Нестеровой А.А, Кураковой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романца Ю.Ю. к Главному управлению МЧС России по Республике Коми об отмене в части решения комиссии от 19 января 2018 года, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, восстановлении на жилищном учете, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по совершению действий, по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Нестеровой А.А, выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Республике Коми Низовцева Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Романца Ю.Ю. и его представителя Симпелевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романца Ю.Ю. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Республике Коми, с учетом измененных требований, об отмене решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Республике Коми от 19 января 2018 года, оформленного протоколом N 2 в части, касающейся истца; признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановлении на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 30 мая 2005 года; признании права на получение государственного жилищного сертификата; возложении на жилищную комиссию ГУ МЧС России по Республике Коми обязанности по включению в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку 19 января 2018 года незаконно снят с учета, на котором состоял в период с 2005 года по 2018 год, в связи с выявлением в представленных документах, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года, исковые требования Романца Ю.Ю. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года об исправлении описки решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 сентября 2020 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым постановлено решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Республике Коми от 19 января 2018 года, оформленное протоколом N 2 в части, касающейся Романца Ю.Ю, отменить; признать Романца Ю.Ю. нуждающимся в улучшении жилищных условий и восстановить на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 29 октября 2009 года; признать за Романцом Ю.Ю. право на получение государственного жилищного сертификата и возложить на жилищную комиссию ГУ МЧС России по Республике Коми обязанность включить Романца Ю.Ю. в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В кассационной жалобе Главное управление МЧС России по Республике Коми ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что Романца Ю.Ю. с 1994 года по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ работал инструктором в Сыктывкарском филиале МССШМ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ откомандирован в распоряжение 1-ОУГПС МПС РК, с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в МЧС России, с ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ "Производственно-технический центр ФПС по "адрес"", приказом ПТЦ от ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы по пункту "е" части 1 статьи 58 Положения о службе (по сокращению штатов) с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга на дату увольнения истца в календарном исчислении составила 26 лет 10 месяцев 11 дней; в льготном исчислении - 39 лет 03 месяца 1 день (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-НС; послужной список по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Романца Ю.Ю. подал в ПТЦ Комитета по делам ГО и ЧС Республики Коми заявление о постановке на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека (сыновья Романца Ю.Ю. и Романец В.Ю.) указав, что прописан по адресу: "адрес"49, однако в связи с разводом вынужден снимать жилье.
Ранее на учете истец не состоял.
В жилом помещении по адресу: "адрес", истец имел регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный период в трехкомнатной квартире по адресу: "адрес". (общая площадь - 67, 2 кв.м, в том числе жилая - 41, 80), имели регистрацию - Романца Ю.Ю. (сын), Романец В.Ю. (пасынок), Романец Л.А. (бывшая супруга), Романец В.Ю. (сын).
Как следует из выписки протокола N4 истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта "д" статьи 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми 27 мая 1999 года, в соответствии с которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие на условиях поднайма в государственном и муниципальных фондах либо найма в частном жилищном фонде и не имеющие другой жилой площади.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении и предоставления жилых помещений в Республике Коми, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров.
С 2 февраля 2006 года Романец Ю.Ю. зарегистрирован в общежитии по адресу: "адрес", ком. 304, указанное жилое помещение состоит на балансе ГКУ РК "Управление противопожарной службы и гражданской защиты".
Согласно протоколу N4 жилищно-бытовой комиссии производственно-технического центра комитета по делам ГО и ЧС Республики Коми от 29 октября 2009 года Романец Ю.Ю. поставлен на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий) с составом семьи 1 человек с даты постановки на учет с 30 мая 2005 года.
ДД.ММ.ГГГГ Романец Ю.Ю. включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ N Романца Ю.Ю, снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по ГУ МЧС России по "адрес", с составом семьи 1 человек, решение жилищной комиссии ГУ от ДД.ММ.ГГГГ N о включении Романца Ю.Ю. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, отменено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ без законных оснований, так как малоимущим он не признан, имел обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, доказательств о поднайме жилого помещения не представил.
Отменяя решение суда, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N), Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, исходил из следующего.
Согласно Паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)", утвержденной Постановлениями Правительства Российской Федерации N 675 от 17.09.2001, N 1050 от 17.12.2010, основными целью и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящий момент действует Федеральный закон от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме этого, лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента от 2 октября 1992 года N 1153 (в ред. Указа Президента РФ от 17 апреля 2003 года N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 года распространено действие пункта 3 Указа Президента РФ от 21 июля 1992 года N796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих" на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" (в настоящее время "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
В спорный период действовали Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила N 1054).
Указанными Правилами N 1054 установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Иного порядка постановки на учет для сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, федеральным законодательством на момент обращения Романца Ю.Ю. с заявлением, предусмотрено не было.
Следовательно, на дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Романца Ю.Ю. указанные Правила N 1054 регулировали отношения истца в полном объеме без исключений.
Согласно пункту 12 Правил N 1054 ведение учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 Правил N 1054, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и нй служебной жилой площади.
Романец Ю.Ю. поставлен на учет с 30 мая 2005 года, когда имел регистрацию в жилом помещении, где проживала его бывшая супруга.
Вместе с тем, по состоянию на 29 октября 2009 года, когда жилищно-бытовой комиссией принималось решение о снятии членов семьи истца (сыновей) с учета и постановке Романца Ю.Ю. на соответствующий учет в составе семьи 1 человек (протокол от 29 октября 2009 года N 4), истец проживал в общежитии, то есть в ином, не ранее занимаемом, жилом помещении, и кроме того, прошло более 5 лет с даты реализации им доли в праве собственности квартиры.
Кроме того, на дату увольнения со службы истец имел выслугу более 10 лет в календарном исчислении, а именно: 26 лет 10 мес. 11 дн, уволен по сокращению штатов, проживал и был зарегистрирован в ведомственном общежитии, следовательно, отвечал всем требованиям, установленным как Правилами N1054, так и Правилами N153.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также установив фактические обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Романец Ю.Ю. незаконно был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий 19 января 2018 года. При сохранении за истцом права на получение ГЖС дата постановки на учет должна определяться с 29 октября 2009 года, а не с 30 мая 2005 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применил нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной инстанции, были предметом подробного изучения и оценки суда апелляционной инстанции, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене обжалуемого судебного постановления являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы суда апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
С учетом изложенного, учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.