Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре Кулагиной А.А, с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснение представителя административного ответчика Правительства Республики Башкортостан ФИО9, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N122 или Постановление N122) были введены временные ограничения движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси на весенний период с 1 по 30 апреля 2018 года (абзац 2 пункта 1) и на летний период с 1 июня по 31 августа 2018 года (абзац 3 пункта 1).
Установлены на период временного ограничения движения в весенний период предельное допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в соответствии с приложениями N1, N2 и N3 (пункт 2).
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N122 было опубликовано на официальной странице Интернет-портала правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 30 марта 2018 года, "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", 23 апреля 2018 года, N 12(594), ст. 482.
Общество с ограниченной ответственностью "Агросоюз" (далее - ООО "Агросоюз") обратилось в суд с иском о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122.
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемым пунктом нарушены права, свободы и законные интересы истца, а именно право частной собственности, право свободно передвигаться, право свободного перемещения товаров, т.к. в отношении общества был составлен акт 7 апреля 2018 года о превышении ограничений по массе и нагрузке на ось на основании данного нормативного правового акта. После чего решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N N от 17 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 12 марта 2021 года, был удовлетворен иск Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения о взыскании с административного истца ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, 440 089 рублей.
Административный истец ссылается на нарушение правил опубликования и отсутствие государственной регистрации Постановления N 122. По мнению представителя ООО "Агросоюз", абзац 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122 противоречит пункту 4 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года N50, которые предусматривают обязанность заблаговременно информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. Однако оспариваемое постановление было опубликовано всего за два дня до введения ограничения.
Кроме того, Постановление N122 затрагивает права и законные интересы граждан и поэтому должно вступать в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Башкортостан ФИО7 исковые требования не признала.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан ФИО8 с иском не согласилась.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2018 года" отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ООО "Агросоюз" просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что положения абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N122 нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку нарушен порядок доведения информации и порядка опубликования указанного нормативного правового акта.
Обращает внимание, что согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Порядку осуществления временных ограничений и (или) прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 г. N 50 административный ответчик обязан был довести информацию о введении временного ограничения движения транспортных средств за 30 дней до введения ограничений, разместив соответствующую информацию на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан. Однако данная информация была опубликована за два дня до введения ограничений - 30.03.2018 г.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан поданы возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан ФИО9 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение Верховного Суда Республики Башкортостан оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениями статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из преамбулы постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122 указанный нормативный правовой акт принят в соответствии с частью 2.1 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 2.1 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
С приведенными нормативными положениями согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 1, 12 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, которое возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Башкортостан "О совершенствовании порядка официального опубликования правовых актов Республики Башкортостан" от 21 октября 2011 года N УП-534 (в ред. Главы Республики Башкортостан от 27.07.2017 N УГ-114), пунктом 2, 3 Положения о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26 сентября 1996 года N УП-629 (в ред. Указов Главы РБ от 10.03.2015 N УГ-53), акты Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (размещению) в течение пяти рабочих дней после их подписания.
Официальным опубликованием актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2018 года N 122 принято в пределах компетенции Правительства Республики Башкортостан, в предусмотренной действующим законодательством форме, с учетом правил введения его в действие, в том числе правил опубликования на "официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
В связи с чем доводы апелляционной жалобы административного истца о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, является необоснованными.
В силу пункта 3 Положения о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан официальным опубликованием постановлений Правительства Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, считается также их первое размещение (опубликование) на "официальном Интернет-портале правовой информации" (www.npa.bashkortostan.ru).
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт регулирует правоотношения в области перевозок тяжеловесных грузов при осуществлении профессиональной (предпринимательской) деятельности, какие-либо конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина не затрагивает, а также не устанавливает правовой статус организаций и не имеющий межведомственного характера, опубликование его на данном информационном ресурсе не является обязательным.
Кроме этого, судебная коллегия учитывает, что федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ возложена обязанность на владельцев автомобильных дорог в случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств (часть 4 статьи 30).
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств, уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, когда о временных ограничении или прекращении движения пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
Материалами дела подтверждено, что информация о введении временного ограничения в период с 1 апреля по 30 апреля 2018 года была доведена до пользователей автомобильными дорогами путем опубликования на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 28 февраля 2018 года в 14.51 местного времени, на официальном сайте Государственного комитета (в настоящее время - Министерство) Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 28 февраля 2018 года в 15.02 местного времени, то есть с соблюдением 30-дневного срока до начала ограничения движения.
Также ГКУ РБ Центр организации дорожного движения, подведомственным Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, размещена информация для перевозчиков о введении временного ограничения движения в период с 1 по 30 апреля 2018 года на сайте учреждения 27 февраля 2018 года.
Кроме того, информация о введении временного ограничения была опубликована на информационных ресурсах: сайте https://bash.news, TRANS.RU (биржа грузоперевозок) - 2 марта 2018 года; сайтах https://glavufa.ru, https://gorobzor.ru, https://dorinfo 1 марта 2018 года и др.
Также проект Постановления N122 был размещен на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан 1 декабря 2017 года и 12 февраля 2018 года на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что понятия "опубликование нормативного правового акта" и "информирование пользователей автомобильными дорогами о сроках ограничений или прекращения движения транспортных средств" не являются тождественными понятиями, соответственно оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и принят с соблюдением предусмотренного порядка.
Исходя из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении данного административного дела все перечисленные обстоятельства судом первой инстанции были выяснены и отражены в обжалуемом решении.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Основываясь на положениях федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемая норма, принята с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что решение суда об отказе в признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно.
При проверенных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.