Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТБ-Авто" об оспаривании пункта 9 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 11 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации ФИО6, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее по тексту также - Документ планирования регулярных перевозок).
Постановление опубликовано 30 декабря 2019 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N 51 (том 2).
В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.
Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок "по нерегулируемым тарифам" на измененный вид регулярных перевозок "по регулируемым тарифам", в том числе в отношении межмуниципального маршрута N 106 "г. Пермь-д. Кондратово", которое вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования постановления, то есть 27 июня 2020 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года N 490-п "О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п" внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 9 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: "1 сентября 2020 года".
Постановлением Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п "О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п" внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 9 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: "1 декабря 2020 года".
Общество с ограниченной ответственностью "ВТБ-Авто" (далее также ООО "ВТБ-Авто") обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия строки 9 (в отношении маршрута N 106 "г.Пермь - д.Кондратово") в Приложении N 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п "об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае" в редакции постановления Правительства Пермского края от 02 сентября 2020 года N 634-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 1 декабря 2020 года.
В обоснование заявленных требований ООО "ВТБ-Авто" указало, что осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 106 "Пермь-Кондратово" по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 28 февраля 2017 года по 28 февраля 2022 года, т.е. является субъектом отношений, регулируемым оспариваемым постановлением. Вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров Общества по маршруту N 106 "Пермь-Кондратово" по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по маршруту N 106 по регулируемому тарифу. С учетом установленной в оспариваемом нормативном правовом акте даты изменения вида регулярных перевозок с 1 декабря 2020 года ООО "ВТБ-Авто" будет лишено права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту N 106, что значительно ранее срока, указанного в свидетельстве - 28 февраля 2022 года. При вступлении в силу оспариваемых норм Министерство транспорта Пермского края в 2020 году прекращает действие свидетельства, выданного сроком до 28 февраля 2022 года, после чего прекращается действие карт маршрута регулярных перевозок, выданных для каждого автобуса на маршруте. По мнению ООО "ВТБ-Авто", оспариваемые положения приняты в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и предусматривающих, что изменение вида регулярных перевозок с вида "по нерегулируемым тарифам" на вид "по регулируемым тарифам" допускается только после окончания действия свидетельства, если иной срок не согласован с перевозчиком.
Представитель административного истца ООО "ВТБ-Авто" - ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края ФИО8 в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях.
Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края ФИО9 в судебном заседании заявленные требования считал необоснованными по доводам письменного отзыва на иск.
Представитель заинтересованного лица государственного казенного учреждения "Организатор пассажирских перевозок "адрес"" ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, правовую позицию изложила в письменном отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Автовозал" ФИО14 заявленные требования считал необоснованными по доводам, изложенным в возражениях Правительства Пермского края и в отзыве Министерства транспорта Пермского края.
Решением Пермского краевого суда от 11 января 2021 года постановлено: административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ВТБ-Авто" удовлетворить.
Признать не действующей со дня принятия строку 9 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае", в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - 01 декабря 2020 года.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда отменить как незаконное. Заявитель жалобы указывает, что нормативный правовой акт соответствует требованиям законодательства и не нарушает права истца.
Не соглашается с выводами суда о том, что истечение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является обязательным условием для прекращения действия указанного свидетельства и для вступления в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу, указывая, что он противоречит нормам действующего законодательства.
По тем же причинам не соглашается с выводами суда о том, что истечение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и вступление в силу решения органа местного самоуправления об отмене или изменении маршрута регулярных перевозок вступает в силу только после истечение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и вступлении в силу решения органа местного самоуправления о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и началом осуществление перевозок по регулируемым тарифам.
Полагает, что оспариваемым решением суда незаконно введен запрет на территории Пермского края на вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу ранее истечения срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, в том числе по спорному маршруту.
Полагает, что вывод суда о том, что спорные правоотношения не регулируются положениями статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не мотивирован, указанные обстоятельства судом не исследовались.
По тем же причинам заявитель жалобы не соглашается с выводами суда о возложении Постановлением N1020-п избыточных обязанностей и запретов на перевозчиков, а также устанавливает для последнего неопределенные требования, одновременно предоставляя правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Указывает, что при рассмотрении дела по существу не нашел своего подтверждения довод административного истца о затрагивании его интересов оспариваемым актом.
Прокуратурой Пермского края представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы об их необоснованности.
В суд апелляционной инстанции до рассмотрения дела по существу от административного истца ООО "ВТБ-Авто" поступило заявление об отказе от административного искового заявления.
Относительно заявления административного истца об отказе от административного искового заявления, представителем Правительства Пермского края представлен отзыв, согласно которому оно не возражает против принятия отказа от иска.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, не возражавшего против принятия отказа от иска, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, и возражений на них, заявления об отказе от административного искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 КАС РФ установлено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно частям 3 - 4 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
На основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Статьей 304 КАС РФ предусмотрено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что порядок и последствия рассмотрения в суде апелляционной инстанции заявления об отказе административного истца от административного иска об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ (часть 2 статьи 304 КАС РФ). Согласно части 5 статьи 46, части 10 статьи 213, пункту 2 части 2 статьи 214 КАС РФ суд апелляционной инстанции не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит закону, нарушает права других лиц или имеются публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа (например, в случае когда в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от административного иска по делу, в котором принято решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспоренного акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов).
Судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного искового заявления, поскольку административный истец отказался от административного иска добровольно, подобный отказ соответствует положениям КАС РФ и не противоречит другим федеральным законам, не нарушает права и законные интересы других лиц, а также отсутствует нарушение публичных интересов, препятствующих принятию судом данного отказа от административного иска. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что выявленное при рассмотрении по существу судом первой инстанции несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, обусловлено лишь устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок нормативных положений, несоответствующих вышестоящим нормативным правовым актам, судом первой инстанции установлено.
С учетом изложенного, принимая отказ административного истца от административного искового заявления, на основании статьи 304 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, производство по настоящему делу прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "ВТБ-Авто" от административного искового заявления об оспаривании пункта 9 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок.
Решение Пермского краевого суда от 11 января 2021 года по настоящему административному делу отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТБ-Авто" об оспаривании пункта 9 Приложения 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года N 1020-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 2 сентября 2020 года N 634-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок - прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.