Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 20 декабря 2021 г.) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Кавказская Энергетическая Управляющая Компания" Ребровой Ирины Кирилловны на вступившее в законную силу решение судьи Ставропольского краевого суда от 4 августа 2021 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кавказская Энергетическая Управляющая Компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13 мая 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 4 августа 2021 г, общество с ограниченной ответственностью "Кавказская Энергетическая Управляющая Компания" (далее также - ООО "КЭУК", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решениями судебных инстанций, в жалобе, адресованной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Реброва И.К, ссылаясь на незаконность и необоснованность, ставит вопрос об отмене решения Ставропольского краевого суда от 4 августа 2021 г.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах является основанием для привлечения к административной ответственности в виде административного штрафа граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 названого Федерального закона категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, что предусмотрено пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу пунктов 1 - 3 статьи 24 того же Федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" (далее также - заказник), основными задачами которого являются, в том числе, сохранение и восстановление степного и лесостепного природных комплексов Минераловодской наклонной равнины; сохранение природных лечебных ресурсов; сохранение биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края, и объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении, и среды их обитания, создан на территории Минераловодского района Ставропольского края, Предгорного района Ставропольского края, города-курорта Железноводска Ставропольского края, города Лермонтова Ставропольского края, города-курорта Пятигорска Ставропольского края постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п.
Режим особой охраны территории данного государственного природного заказника установлен разделом III Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п (далее - Положение; приводится в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности).
Согласно подпункту 13 пункта 11 Положения на территории заказника запрещаются проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования (за исключением случаев, связанных с проведением мероприятий по выполнению основных задач заказника и мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, случаев, связанных с эксплуатацией объектов газового хозяйства, водо- и энергоснабжения, случаев, связанных с производством сельскохозяйственных работ, проводимых правообладателями земельных участков, случаев, связанных с производством работ, проводимых лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (далее - пользователи и арендаторы лесных участков), случаев, связанных с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территории заказника, а также случаев, связанных с осуществлением видов деятельности, указанных в пунктах 19 - 22 настоящего Положения).
На территории заказника культурные, спортивные и другие массовые мероприятия осуществляются с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного настоящим Положением, по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (далее - уполномоченный орган) в установленном порядке (пункт 18 Положения).
В соответствии с пунктом 22 Положения на территории заказника допускается расчистка от деревьев и кустарников полосы отвода автомобильных дорог, железных дорог, трубопроводов, высоковольтных линий электропередач и других линейных объектов в случаях связанных с угрозой безопасности их эксплуатации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного Положением.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в вынесенных по делу судебных актах выводы о том, что в период с 7 мая 2020 г. по 22 мая 2020 г. на территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", в районе пещеры вечной мерзлоты у подножья горы "Развалка" работниками ООО "КЭУК" проводились земляные аварийно-восстановительные работы KЛ10 кВ ТП 8-ТП 62 с использованием следующей техники: Трактор "Беловеж", государственный регистрационный знак N, транспортное средство марки "Газ", государственный знак N. Выполнение работ на территории заказника с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий не согласовано.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4 - 5; 125-126); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 7 - 8; 127 - 128) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 31 Положения предусматривалось, что государственный надзор в области охраны и использования заказника осуществляется государственным казенным учреждением "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края", а также уполномоченным органом при осуществлении им регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного экологического надзора, осуществляемого органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области охраны окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, утверждаемом Правительством Ставропольского края.
Основанием для проведения административного расследования, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении, явилось непосредственное обнаружение государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения, то есть должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При этом необходимо отметить, что обнаружение указанным должностным лицом признаков административного правонарушения, составление им соответствующих процессуальных документов по делу об административном правонарушении согласуются с положениями пункта 1 части 1 статьи 28.1, статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не свидетельствуют о нарушении положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что факт нарушения ООО "КЭУК" установленного режима и охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" объективно подтвержден собранными по делу доказательствами, достоверность, допустимость и относимость которых сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Рассматривая жалобу на вынесенное по делу постановление, судья Ставропольского краевого суда обоснованно согласился с выводами судьи районного суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении приведенных выше правовых норм. При этом судья краевого суда обоснованно сослался также на положения статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которым на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение об отмене не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы на неё принимается в случае установления обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 25.5 названного Кодекса; при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; в случае, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Таких оснований из материалов дела не усматривается, в связи с чем судья краевого суда обоснованно признал вывод судьи районного суда о наличии в деянии ООО "Кавказская энергетическая управляющая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях верным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судьей краевого суда довод защитника Общества о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие ненадлежаще извещенного законного представителя юридического лица проверен и обоснованно отклонен, поскольку как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии того же защитника ООО "КЭУК" Ребровой И.К, которая представляет Общество на всех стадиях рассмотрения данного дела на основании выданной законным представителем доверенности, что свидетельствует о соблюдении должностным лицом административного органа положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наделении законным представителем Общества защитника полномочиями по участию в деле об административном правонарушении в установленном порядке. Из материалов дела не усматривается, что Обществу и его защитнику создавались препятствия в реализации прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, при его рассмотрении Общество не оспаривало выполнение работ на территории заказника не только 7 мая 2020 г, но и с 21 по 22 мая 2020 г. (л.д. 67 - 72), в связи с чем довод жалобы о привлечении ООО "КЭУК" к административной ответственности за пределами срока давности привлечения к административной ответственности не может быть признан состоятельным. Постановление от 13 мая 2021 г. о привлечении Общества к административной ответственности вынесено судьей Октябрьского районного суда г. Ставрополя с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Сомнения в виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а представляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны. Между тем, вопреки доводам жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют признать, что они являются достаточными для вывода о наличии в деянии ООО "Кавказская энергетическая управляющая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи краевого суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Кавказская энергетическая управляющая компания" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
При назначении административного наказания ООО "КЭУК" учтены положения части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом наказание назначено с применением положений частей 3.2 и 3.3 данной статьи в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.39 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ставропольского краевого суда от 4 августа 2021 г, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кавказская Энергетическая Управляющая Компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Кавказская Энергетическая Управляющая Компания" Ребровой Ирины Кирилловны - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Шелудченко Т.А, судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.