Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Колесникова Д.П. по доверенности Приходченко М.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г. по административному делу N 2а-154/2021 по административному исковому заявлению Колесникова Д.П. к Главному управлению Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложении обязанности по восстановлению на учете.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колесников Д.П. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее также - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю) о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и возложении обязанности по восстановлению на учете.
В обоснование своих требований указал на то, что с 1 марта 2017 г. он состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ). Решением территориальной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 12 августа 2020 г. N по результатам проверки учетных дел снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с отчуждением доли в праве в жилом помещении и намеренным ухудшением им жилищных условий. На его обращение в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю им получен ответ от 4 сентября 2020 г. N о том, что территориальной комиссией при снятии его с учета не были нарушены нормы действующего законодательства. Полагает решение от 12 августа 2020 г. незаконным, нарушающим его права, поскольку с даты его постановки на учет он не ухудшал свои жилищные условия, нуждаемость в улучшении жилищных условий не изменилась, пятилетний срок после отчуждения имущества на дату пересмотра учетного дела истек, территориальная комиссия не наделена полномочиями по признанию незаконными или недействительными ранее принятых решений о постановке сотрудника на учет. Просил признать незаконным и отменить решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, оформленное протоколом от 12 августа 2020 г. N о снятии его для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 августа 2020 г.; обязать ГУ МЧС России по Ставропольскому краю восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 1 марта 2017 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 2 марта 2021 г. административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 2 марта 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 28 сентября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2021 г, представитель Колесникова Д.П. по доверенности Приходченко М.А. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела, с 1 марта 2017 г. Колесников Д.П. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением территориальной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 12 августа 2020 г. N в связи с отчуждением доли в праве в жилом помещении и намеренным ухудшением жилищных условий Колесников Д.П. снят с учета. В качестве основания снятия с учета согласно выписке из протокола жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 12 августа 2020 г. N указано намеренное ухудшение Колесниковым Д.П. жилищных условий, в связи с отчуждением 1/3 доли в праве на жилое помещение.
На его обращение в ГУ МЧС России по Ставропольскому краю им получен ответ от 4 сентября 2020 г. N об обоснованности принятого жилищной комиссией решения о снятии Колесникова Д.П. с жилищного учета.
Административный истец, полагая решение административного ответчика от 12 августа 2020 г. незаконным, нарушающим его права, обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки Колесникова Д.П. на учет, комиссии были известны обстоятельства отчуждения им жилого помещения и на момент рассмотрения вопроса о снятии его с учета пятилетний срок со дня совершения указанных действий истек, что не могло служить основанием для снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции не учел, что на момент принятия Колесникова Д.П. на учет в 2017 году для получения единовременной социальной выплаты с целью обеспечения жилыми помещениями не истек установленный законом пятилетний срок с момента совершения им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, при этом Колесникову Д.П. на праве общей долевой собственности (1/3 доля в праве) принадлежало недвижимое имущество - жилое помещение, общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящееся по адресу: "адрес", таким образом, общая площадь принадлежавшего административному истцу на праве собственности жилого помещения составляла "данные изъяты" кв.м, следовательно, административный истец был обеспечен жильем более учетной нормы.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции, полагает, что он основан на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее также - сотрудники; учреждения и органы), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах, членов их семей, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 названного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены специальные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реализации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными органами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья.
Между тем, суд апелляционной инстанции вышеприведенные правовые нормы и фактические обстоятельства не учел, доводы административного истца о том, что в жилищную комиссию им были представлены все необходимые документы, в том числе подтверждающие отчуждение принадлежащей ему доли в праве на жилое помещение, в связи с чем по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения принадлежавшего ему жилого помещения, вышеуказанное обстоятельство, известное административному ответчику при его постановке на учет, не могло служить основанием для снятия его с жилищного учета, не проверил; материалы учетного дела не истребовал; положения вышеприведенных норм материального права к спорным отношениям не применил.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое апелляционное определение приведенным требованиям не соответствует, в связи с чем подлежит отмене и административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, дать оценку всем доводам сторон административного спора, правильно применив нормы материального права, с учетом установленных обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.