Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 28 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г. по административному делу N 3а-53/2021 по административному исковому заявлению Сивакозова А.И. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сивакозов А.И. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 августа 2019 г. в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, выполненном индивидуальным предпринимателем Яковлевой И.Ю, что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 28 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 августа 2019 г. в размере "данные изъяты" руб, указан период применения с 27 августа 2019 г. по 1 декабря 2020 г, дата обращения с заявлением - 31 августа 2020 г.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 18 ноября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2020 г, администрация г. Ставрополя просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, административный истец Сивакозов А.И. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 1 января 2019 г.
Кадастровая стоимость вышеуказанного нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" определена ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" по состоянию на 27 августа 2019 г. в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта от ДД.ММ.ГГГГ N, выполненный индивидуальным предпринимателем Яковлевой И.Ю, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта установлена по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" руб.
С целью определения действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости определением Ставропольского краевого суда от 23 сентября 2020 г. назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Арбитраж".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 30 ноября 2020 г. N рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составляет "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обоснованно установили кадастровую стоимость находящегося в собственности административного истца объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 августа 2019 г. в размере 8 941 570 руб, определенной в заключении эксперта 30 ноября 2020 г. N ЭЗ 236/2020.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему данные отношения, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в жалобе доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного, затратного и доходного подходов к определению рыночной стоимости объекта недвижимости, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 28 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.