Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Минеевой В.В, судей Ивановой Л.В, Гареевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Турубаровой С. С. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилищного помещения по социальному найму, по кассационной жалобе администрации Петровского городского округа Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ивановой Л.В, объяснения Турубаровой С.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Петровского городского округа Ставропольского края Щербаковой Т.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Турубарова С.С. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование требований указала, что она является матерью ребенка-инвалида, страдающего заболеванием, входящим в перечень заболеваний, дающих право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке. Ранее обращалась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с просьбой предоставить дочери - инвалиду жилье по договору социального найма вне очереди, на что из министерства пришел ответ об отказе в удовлетворении требований.
Просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Турубаровой Е.М. вне очереди жилье по договору социального найма площадью не меньше 52 квадратных метров или в денежной сумме в размере не менее 1 587 352 руб. на состав семьи из двух человек.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 2 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Турубаровой С.С. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края отказано в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 2 июля 2020 года отменено, по делу принято новое решение. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность по предоставлению Турубаровой Е.М. вне очереди жилья по договору социального найма на состав семьи 2 человека, площадью не менее нормы предоставления, с учетом права Турубаровой Е.М. на дополнительную жилую площадь.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлек к участию в деле в качестве ответчика администрацию Петровского городского округа "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение. На администрацию Петровского городского округа возложена обязанность по предоставлению Турубаровой Е.М. вне очереди жилья по договору социального найма на состав семьи 2 человека, площадью не менее нормы предоставления, с учетом права
Турубаровой Е.М. на дополнительную жилую площадь.
В кассационной жалобе администрации Петровского городского округа "адрес" ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что ТурубароваС.С. является матерью несовершеннолетней Турубаровой Е.М, 2005 года рождения, которая страдает заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, действующим на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в администрацию "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вступившим в законную силу решением Петровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Турубарова Е.М. в составе семьи из 2 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В 2019 году Турубарова С.С. направила письмо в Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" с просьбой на основании "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз "Об образовании" и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в "адрес"", а так же на основании решения Петровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ предоставить дочери-инвалиду Турубаровой Е.М, жилье по договору социального найма вне очереди.
На указанное обращение из министерства пришло уведомление об отказе в удовлетворении заявления, со ссылкой на то, что "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз "Об образовании" не предусматривает предоставления жилых помещений по социальному найму вне очереди.
Собственного жилья Турубарова С.С. не имеет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что отсутствуют правовые основания для обеспечения семьи истца жилым помещением во внеочередном порядке, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Турубаровой С.С.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя частично исковые требования Турубаровой С.С, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", установив, что заболевания Турубаровой С.С. входят в перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн, пришел к выводу, что Турубарова С.С. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося права на дополнительную жилую площадь.
При этом судебная коллегия пришла к выводу о том, что надлежащим ответчиком, уполномоченным на обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма, является Администрация Петровского городского округа.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что спор разрешен с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии с требованиями части 1 стати 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, удовлетворяя требования истца, суд апелляционной инстанции не учел указанные положения закона и не проверил, признана ли истец малоимущей в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ставропольский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.