Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хашкуева Юрия Анатольевича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности поставить на учет лиц, для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Хашкуева Юрия Анатольевича на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 июля 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя МВД по КБР Шабатукову Ф.С, действующую на основании доверенности от 11.01.2021, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хашкуев Ю.А. обратился с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности поставить на учет лиц, для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Хашкуева Ю.А. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Хашкуевым Ю.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом постановлении, фактическим обстоятельствам дела, которые были установлены судами первой и апелляционной инстанций, а также нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее единовременная выплата) установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации". Согласно п. 4 Правил решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, истец состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) с 28 декабря 2012 года.
Хашкуев Ю.А. с 28.12.2012, с семьей зарегистрирован и проживает по адресу: КБР, "адрес", в домовладении общей площадью 51, 9 кв. м, принадлежащем его супруге на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 07-АВ N от 05.12.2012. Всего в домовладении зарегистрировано 4 человека и приходилось менее 15, 0 кв. м, общей площади на 1 человека.
В настоящее время Хашкуев Ю.А. зарегистрирован и с семьей проживает по указанному адресу. С 30.03.2017 с Хашкуевым Ю.А. проживает его мать Х.А.З., которая не признана членом его семьи.
03.08.2020 истец обратился с рапортом, о внесении изменений в учетное дело по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения, в связи с признанием жилого дома, расположенного по адресу: КБР, "адрес", не пригодным для постоянного проживания.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР (далее комиссия), выраженным протоколом N 31 от 02.09.2020, Хашкуев Ю.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4 человек, в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления единовременной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223.
Основанием для снятия его с учета, стали положения пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", согласно которой членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел являются несовершеннолетние дети, дети, старше 18 лет, ставшие инвалидами, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В связи с тем, что дочери истца - Х.В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 23 года, сыну Х.А.Ю... исполнилось 23 года ДД.ММ.ГГГГ, и поскольку сведений о том, что дети обучались в период с 2017 года по 2020 год по очной форме обучения не представлено, ответчиком принято решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и указано, что дети стали относиться к категории трудоспособного населения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Хашкуева Ю.А, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами постановки лиц на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1233 исходил из того, что поскольку дети Хашкуева Ю.А. достигли возраста 23-х лет, не являются студентами образовательных учреждений по очной форме обучения, по Закону о социальных гарантиях не являются членами семьи истца, относятся к категории трудоспособного населения, потребность семьи с составом два человека, (истец и его супруга, а мать Х.А.З. не признана членом семьи истца) составляет 42кв.м, и при обеспеченности помещениями, общей площадью 51, 9 кв.м, оснований для предоставления истцу единовременной социальной выплаты не имеется и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов первой и апелляционной инстанцийне соглашается, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является необеспеченность его жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Таким образом, по общему правилу, необходимым условием реализации гражданином права на обеспечение жильем является признание этого гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка на соответствующий учет.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, является следующие: проживают ли совместно с Хашкуевым Ю.А. - Х.В.Ю... и Х.А.Ю. в настоящее время.
Помимо того, судами не принято во внимание, что имело место обращение истца с рапортом о том, что дом, в котором он проживает с семьей признан непригодным для проживания, на основании заключения МВК от 27 июля 2020 года.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции, следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 июля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ином составе судей.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.