Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В.
судей Гареевой Д.Р. и Ивановой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджиевой С. Р. к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Дагестан о замене жилищного сертификата, по кассационной жалобе Министерства Финансов Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 9 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гаджиева С.Р. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Дагестан, в котором, с учетом уточнений иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать право на замену именного государственного жилищного сертификата от 21 июня 2018 года, серия А N0008848, выданного на имя Гаджиевой С.Р. на общую площадь 76, 65 кв.м, обязать Министерство финансов Республики Дагестан принять именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 года серии А N0008848, выданный на имя Гаджиевой С.Р. на общую площадь 76, 65 кв.м. и направить для замены на новый в Министерство финансов Республики Дагестан, обязать Министерство финансов Республики Дагестан заменить именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 года серии А N0008848, выданный на имя Гаджиевой С.Р. на новый, с новым сроком действия - один год со дня выдачи на имя заявителя, обязать внести изменения в именной ГЖС, определив общую площадь в жилищном сертификате в размере 144 кв.м.
Решением Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 9 марта 2021 года исковые требования Гаджиевой С.Р. удовлетворены частично. Признано право Гаджиевой С.Р. на замену именного, государственного жилищного сертификата от 21 июня 2018 года серии А N0008848, выданного на имя Гаджиевой С.Р. на общую площадь 76, 65 кв.м. на Министерство финансов Республики Дагестан возложена обязанность принять именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 года серии А N0008848, выданный на имя Гаджиевой С.Р. на общую площадь 76, 65 кв.м и направить для замены на новый в Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность заменить именной государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 года серии А N0008848, выданный на имя Гаджиевой С.Р. на общую площадь 76, 65 кв.м. на новый, с новым сроком действия - один год со дня его выдачи на имя Гаджиевой С.Р. В удовлетворении остальной части исковых требований Гаджиевой С.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, в ночь с 9 на 10 октября 2012 в результате стихийного бедствия (ливневых дождей) домовладению Гаджиевой С.Р, расположенному по адресу: "адрес" были причинены повреждения, приведшие его в непригодное состояние для проживания в нем и подлежащим сносу.
Министерством финансов Республика Дагестан Гаджиевой С.Р. был выдан государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 года, N N на приобретение жилья площадью 76, 65 кв. м.
Обращаясь с требованием о замене жилищного сертификата, истица ссылалась на то, что она не смогла воспользоваться жилищным сертификатом, приобрести в течение года жилищное помещение по объективным причинам (болезнь истца, необходимость ухода за больным членом семьи, необходимость замены паспорта в связи с достижением 45 лет), а также вследствие действия третьих лиц, в частности работника Минфина РД в лице работника отдела выдачи сертификатов Алика Джаватовича, отдела по организации управления и эксплуатации жилищного фонда Минстроя РД Алирзаева Б, которые несвоевременно и не надлежаще, как уполномоченные должностные лицо, не исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав истца на разъяснение и получение государственной финансовой помощи.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечёт утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причинённого их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации, данных о том, что Министерство финансов Республики Дагестан предлагало истцу представить выданный ей государственный жилищный сертификат с целью направления его в Министерство финансов Российской Федерации для замены на новый бланк государственного жилищного сертификата с новым сроком действия, в связи с заменой Гаджиевой С.Р. паспорта по достижении 45 лет, в материалах дела не имеется, обращение Гаджиевой С.Р. о замене сертификата осталось без реагирования.
Суд апелляционной инстанции при проверке решения суда по доводам апелляционной жалобы согласился с его выводами и правовым обоснованием, признав наличие у истца права пользоваться принадлежащим ему имуществом по назначению.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В целях оказания государством помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате стихийных бедствий, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", (далее - Постановление N 561) предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Пунктом 1 постановления N561 установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилого помещения осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.
При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.
Согласно пункту 6 Постановления N 561 в редакции, действовавшей на период возникновения чрезвычайной ситуации, Министерство финансов Российской Федерации было уполномочено Правительством Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2020 года N 142 "О внесении изменений в Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" пункт 6 Постановления N 561 признан утратившим силу.
26 декабря 2019 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 1846 "Об утверждении Положения об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" (далее ? Положение N 1846), определяющее порядок подготовки и исполнения решений Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Возражая против заявленных исковых требований ответчик ссылался на то, что министерство финансов Российской Федерации не уполномочено в настоящее время предусматривать денежные средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в настоящее время установлен иной порядок получения мер социальной поддержки по указанной категории чрезвычайных ситуаций, оспариваемым судебным актом установлены права и обязанности Правительства Российской Федерации, не привлеченного к участию в деле.
Согласно части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
С учетом заявленных исковых требований на суде лежала обязанность привлечь к участию в деле всех лиц, принимающих участие в получении гражданами мер социальной поддержки в результате возникновения чрезвычайной ситуации, установить надлежащего ответчика по делу и лицо, на которого возложены полномочия по реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Однако ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции обязанность, возложенная на суд частью 3 стать 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнена не была.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов.
В связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым решение Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 9 марта 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 9 марта 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Приостановление исполнения решения Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 9 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2021 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.