Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника Щербаковой Елены Александровны (далее Щербакова Е.А.), действующей на основании доверенности в интересах администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору от 16 ноября 2020 года N 66, решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 марта 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 17 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору от 16 ноября 2020 года N 66 администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 17 июня 2021 года, постановление должностного лица от 16 ноября 2020 года изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей, в остальной части постановление по делу оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Щербакова Е.А, действующая в интересах администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, выражает несогласие с процессуальными актами, просит их отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку полагает, что органы муниципального самоуправления не включены в число лиц, которые могут нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Просит восстановить срок на подачу жалобы на вышеуказанные процессуальные акты.
Заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима).
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 17(1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 04 апреля 2020 года в 18 часов 41 минуту произошел пожар сухой травянистой растительности по адресу: "адрес", территория земельного участка с координатами "данные изъяты"; 09 апреля 2020 года в 11 часов 25 минут произошел пожар сухой травянистой растительности по адресу: "адрес", территория в границах населенного пункта города Кстово, координаты "данные изъяты" 09 апреля 2020 года в 15 часов 43 минуты произошел пожар сухой травянистой растительности по адресу: "адрес" территория в границах населенного пункта города Кстово, координаты "данные изъяты" 09 апреля 2020 года в 18 часов 38 минут произошел пожар сухой травянистой растительности по адресу: "адрес"", территория в границах населенного пункта города Кстово, кадастровый номер "данные изъяты", координаты "данные изъяты"
В ходе предварительной проверки по факту указанных возгораний установлено, что администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области нарушила требования пожарной безопасности, а именно, не обеспечила покос травы земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, что является нарушением пункта 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме".
Нарушение требований пожарной безопасности совершено в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области от 06 апреля 2020 года N 273 "Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима".
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от 16 ноября 2020 года администрация привлечена к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы защитника Щербаковой Е.А. факт совершения администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями доказательств, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позиция автора жалобы о том, что администрация не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, являлась предметом проверки предыдущих судебных инстанций, получила надлежащую правовую оценку, изложенную в содержании судебных актов.
Административное наказание назначено администрации в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы автора жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных актов.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору от 16 ноября 2020 года N 66, решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 10 марта 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 17 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Щербаковой Е.А, действующей в интересах администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.