Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Позднякова В.А. на вступившее в законную силу решение судьи Курского областного суда от 21 июля 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" (далее также - МУП "Курскводоканал", предприятие) Машонина О.Л.
установил:
постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 1 февраля 2021 года N92/5-А директор МУП "Курскводоканал" Машошин О.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Курского районного суда Курской области от 6 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Курского областного суда от 21 июля 2021 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении названного лица прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Поздняков В.А. просит об отмене решения судьи областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Директор МУП "Курскводоканал" Машошин О.Л, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Машошина О.Л. дела об административном правонарушении) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ) установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2, далее - Порядок).
Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 22 июля 2020 года N92 в период с 27 июля 2020 года по 21 августа 2020 года должностными лицами названного органа в отношении МУП "Курскводоканал" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения экологических требований.
По результатам проведенной проверки 21 августа 2020 года составлен акт, в котором указано о том, что в МУП "Курскводоканал" допускаются нарушения экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно:
- в нарушение пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ главный инженер предприятия ФИО5, назначенный приказом от 8 июля 2020 года N01-02 ответственным за охрану окружающей среды и производственный экологический контроль, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ МУП "Курскводоканал", осуществляющее деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду I категории N38-0146-001041-П, на котором имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не проводятся мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не согласовало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 28 августа 2020 года в отношении директора МУП "Курскводоканал" Машошина О.Л. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения названного лица постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 1 февраля 2021 года к административной ответственности по данной норме.
Судья Курского районного суда Курской области, рассмотрев жалобу, поданную директором МУП "Курскводоканал" Машошиным О.Л. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 6 апреля 2021 года постановление должностного лица оставил без изменения.
Судья Курского областного суда, рассмотрев жалобу, поданную директором МУП "Курскводоканал" Машошиным О.Л. в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 21 июля 2021 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменил с прекращением производства по настоящему делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая данное решение, судья областного суда исходил из того, что вменявшееся директору МУП "Курскводоканал" Машошину О.Л. нарушение требований пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в решении судьи областного суда не дана оценка вменявшемуся названному лицу нарушению требований пунктов 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ.
Учитывая изложенное, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей областного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае судьей областного суда допущены существенные нарушения, которые носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела.
Учитывая изложенное, решение судьи Курского областного суда от 21 июля 2021 года нельзя признать законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 названного Кодекса, составляет один год.
В настоящее время исключена возможность направления дела на новое рассмотрение в Курский областной суд, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение либо отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы решение судьи Курского областного суда от 21 июля 2021 года признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 1 февраля 2021 года N92/5-А и решение судьи Курского районного суда Курской области от 6 апреля 2021 года также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 1 февраля 2021 года N92/5-А, решение судьи Курского районного суда Курской области от 6 апреля 2021 года и решение судьи Курского областного суда от 21 июля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" Машонина О.Л. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.