Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Ситиматик-Нижний Новгород" Набережных Ю.С. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 9 ноября 2020 года, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 марта 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Управление отходами - НН" (далее - АО "Управление отходами - НН", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 9 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 марта 2021 года, решением судьи Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года, АО "Управление отходами - НН" (в настоящее время - акционерное общество "Ситиматик-Нижний Новгород") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Набережных Ю.С. просит состоявшиеся по делу акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно статье 39 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 6.10 и 6.11 СП 320.1325800.2017 - Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация, утвержденного Приказом Минстроя России от 17 ноября 2017 N 1555/пр (далее - СП 320.1325800.2017) по периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями. Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно пункту 7.1 СП 320.1325800.2017 при картном захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5 °С ежесуточно, при температуре 5 °С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО. Минимальное расстояние между рабочими картами - 5 м.
Согласно пункту 1.12 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 2 ноября 1996 года, участки складирования должны быть защищены от стоков поверхностных вод с вышерасположенных земельных массивов. Для перехвата дождевых и паводковых вод по границе участка проектируется водоотводная канава.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности АО "Управление отходами-НН" 28 сентября 2020 года на объекте размещения отходов "Муниципальный полигон для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Балахнинского района Нижегородской области" по адресу: Нижегородская область, Балахнинский муниципальный район, г.Балахна, территория Сахаровские болота полигон ТБО, участок N8 выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. Так, на объекте размещения отходов "Муниципальный полигон для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Балахнинского района Нижегородской области" расстояние между картой N1 (проведена промежуточная рекультивация) и картой N2 (рабочая) отсутствует; отходы с рабочей карты тяжелой техникой надвигаются на рекультивированную карту; на территории полигона отсутствуют локальные очистные сооружения; водоотводная канава для перехвата дождевых и паводковых вод по границе участка свалки выполнена только с западной стороны. На других участках территории полигона водоотводные канавы отсутствуют.
Установленные по делу обстоятельства явились основанием для привлечения АО "Управление отходами-НН" постановлением должностного лица административного органа от 9 ноября 2020 года к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия АО "Управление отходами-НН" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что справки государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Минэкологии Нижегородской области являются недопустимыми доказательствами, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу актов, поскольку факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден и иными доказательствами по делу.
Приведенные в жалобе доводы о том, что на полигоне поведены работы по устройству траншеи с гидроизолированным дном для сбора поверхностного стока и фильтрата, не могут являться основанием для освобождения от административной ответственности, так как на момент выявления правонарушения
природоохранные требования в части наличия локальных очистных сооружений Обществом не выполнены.
Вопреки доводам жалобы о том, что указанный Свод Правил 320.1325800.2017 принят после принятия проектных решений, получения экспертиз и начала эксплуатации объекта, область его применения распространяется, в том числе, на эксплуатацию уже действующих полигонов для твердых коммунальных отходов (пункт 1).
Дело об административном правонарушении возбуждено прокурором при наличии к тому повода, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каковым в данном случае являлись поступившие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 этой статьи дело возбуждено по результатам рассмотрения прокурором соответствующих материалов. Вопреки доводам жалобы оснований для иных выводов не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Управление отходами-НН" объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения АО "Управление отходами-НН" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и Республике Мордовия от 9 ноября 2020 года, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 22 марта 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 21 июля 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Управление отходами-НН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Набережных Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.