Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Борко-Бруяка Е Н на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Воротынского района Нижегородской области по пожарному надзору от 25 августа 2020 года, решение судьи Воротынского районного суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Борко-Бруяка Е Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора Воротынского района Нижегородской области по пожарному надзору от 25 августа 2020 года N, оставленным без изменения решением судьи Воротынского районного суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года, решением судьи Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года, Борко-Бруяка Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Борко-Бруяка Е.Н. просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Постановлением администрации городского округа Воротынский Нижегородской области от 30 марта 2020 года N 161 "Об установлении на территории городского округа Воротынский Нижегородской области особого противопожарного режима", на территории городского округа Воротынский Нижегородской области с 28 марта 2020 года введен особый противопожарный режим до принятия соответствующего постановления о его снятии.
Требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее - Правила), действовавшими на период вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 4.14 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утв. Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 (далее - СП 4.13130.2013), противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.
В силу пункта 72(3) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 15 мая 2020 года в рамках обращения о нарушениях требований пожарной безопасности на прилегающей к п. Калиновец Воротынского района Нижегородской области территории сельскохозяйственного назначения сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Воротынскому району совместно с представителями администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, МО МВД России "Воротынский" осуществлен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира дом N 1 по ул. Петровская в с. Осинки Воротынского района Нижегородской области, нарушены требования пожарной безопасности, а именно: противопожарное расстояние от хозяйственной постройки, расположенной на территории земельного участка до лесных насаждений, составляет менее 30 метров; правообладателем земельного участка, прилегающего к лесу, не обеспечена его очистка от сухой травянистой растительности на полосе не менее 10 метров от леса либо выполнение, в местах прилегания земельного участка к лесу противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра либо иного противопожарного барьера. Согласно сведениям из ЕГРН правообладателем земельного участка является Борко-Бруяка Е.Н..
Данные нарушения требований пожарной безопасности были допущены в условиях действия особого противопожарного режима, установленного Постановлением администрации городского округа Воротынский Нижегородской области от 30 марта 2020 N 161.
Установленные по делу обстоятельства явились основанием для привлечения Борко-Бруяка Е.Н. постановлением должностного лица административного органа от 25 августа 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Борко-Бруяка Е.Н. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Ссылка в жалобе на Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509, не может быть принята во внимание, поскольку на период вменяемого Борко-Бруяка Е.Н. правонарушения оно не было принято.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Борко-Бруяка Е.Н. объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Борко-Бруяка Е.Н. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора Воротынского района Нижегородской области по пожарному надзору от 25 августа 2020 года, решение судьи Воротынского районного суда Нижегородской области от 12 октября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 2 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Борко-Бруяка Е Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Борко-Бруяка Е Н - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.