Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу председателя комитета природных ресурсов Курской области Полякова К.О. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года, решение исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда г. Курска от 8 апреля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 4 июня 2021 года, вынесенные в отношении отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года отдел комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда г. Курска от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курского областного суда от 4 июня 2021 года, постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года изменено в части размера назначенного наказания, размер назначенного штрафа снижен до 200 000 рублей, в остальной части вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, председатель комитета природных ресурсов Курской области Поляков К.О. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы и приложенные к ней материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из представленных материалов 25 мая 2020 года должностным лицом Центрально-черноземного межрегионального управления Росприроднадзора проведено рейдовое обследование и осмотр земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на предмет соблюдения природоохранных требований, в связи с обращением гражданина Пиндюр В..
Согласно акту рейдового осмотра, обследования N64-р от 25 мая 2020 года на вышеуказанном земельном участке в районе Конного клуба и в районе Православного детского лагеря "Исток" были обнаружены несанкционированные свалки отходов: пищевые отходы, полиэтилен, строительные отходы, древесные, стекло, бумажные отходы, пластмассовые, одежда, пришедшая в негодность.
При этом места складирования отходов в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены и для их складирования не предназначены.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, предоставленных Управлением Росреестра по Курской области, следует, что земельный участок с кадастровым N присвоенным 29 июня 2016 года, расположен по адресу: "адрес" категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование - для нужд лесного хозяйства, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости, предоставленных Управлением Росреестра по Курской области, вышеуказанные территории лесного участка, на которых находятся свалки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное пользование не предоставлены. Данные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, правообладателем которого является Российская Федерация.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Законом N 7-ФЗ (часть 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по сохранению лесов (в том числе по охране лесов) в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения или на лиц, использующих леса. Закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесного кодекса Российской Федерации.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Из ранее действующего (на период вменяемого правонарушения) Положения о Комитете лесного хозяйства Курской области (далее - комитет), утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 20 декабря 2006 года N 609 (ред. от 21 апреля 2020 года), следует, что комитет является исполнительным органом государственной власти Курской области, созданным для осуществления на территории Курской области полномочий органов исполнительной власти Курской области, отдельных полномочий Российской Федерации и реализующим государственную политику в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы комитета - отделы комитета лесного хозяйства Курской области по соответствующему лесничеству, и подведомственные казенное и автономное учреждения.
Основными задачами комитета являются, в том числе: обеспечение проведения на территории Курской области государственной политики в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пункт 2.1); реализация функций уполномоченного органа исполнительной власти Курской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.4).
Следовательно, комитет осуществлял на территории Курской области все названные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка.
Комитет природных ресурсов Курской области является правопреемником по всем обязательствам комитета лесного хозяйства Курской области (пункт 1.8 Положения о комитете природных ресурсов Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 7 октября 2020 года N 299-пг).
Финансирование комитета осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета (пункт 1.9).
Учитывая приведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, действующие положения Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, доводы жалобы о том, что комитет является ненадлежащим субъектом указанного административного правонарушения, подлежат отклонению.
Доводы заявителя об отсутствии полномочий у должностного лица для привлечения комитета к административной ответственности несостоятельны.
Постановление принято государственным инспектором Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора в пределах своей компетенции, определенной правилами статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу подпункта 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 (в редакции, действующей на период вменяемого правонарушения), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный земельный надзор.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1 (действовавшего на указанный период), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Деяние отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание, назначенное постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года, изменено и снижено решением исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда г. Курска от 8 апреля 2021 года с применением положений частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года, решение исполняющего обязанности судьи Ленинского районного суда г. Курска от 8 апреля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 4 июня 2021 года, вынесенные в отношении отдела комитета лесного хозяйства Курской области по Льговскому лесничеству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя комитета природных ресурсов Курской области Полякова К.О. - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.