Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ушаковой В.С. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 17 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ушаковой В.С. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконными постановлений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Ушакова В.С. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просила признать незаконными постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) от 28 декабря 2020 года NN 2109, 2110, 2111, 2112, 2113 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в целях заключения договора аренды для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках и обязать Администрацию повторно рассмотреть заявления Ушаковой В.С. от 12 марта 2020 года об утверждении схем расположения земельных участков.
В обоснование административного иска указала, что 12 марта 2020 года обратилась в Администрацию с данными заявлениями. Постановлениями Администрации от 30 марта 2020 года NN 452, 453, 454, 455, 456 в удовлетворении заявлений отказано ввиду того, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не предусмотрен Правилами землепользования и застройки. Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года указанные постановления были признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявления от 12 марта 2020 года. При повторном рассмотрении оспариваемыми постановлениями вновь отказано в утверждении схем расположения земельных участков по тем основаниям, что размеры образуемых земельных участков превышают предельный максимальный размер земельных участков, установленный Правилами землепользования и застройки. По мнению Ушаковой В.С, данные решения являются необоснованными, нарушают ее права.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 1 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 17 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 октября 2021 года, Ушакова В.С. просит отменить состоявшиеся судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение. Утверждает, что судами применены положения Правил землепользования и застройки, измененные 15 сентября 2020 года, то есть после подачи заявлений от 12 ноября 2020 года. Считает, что при применении Закона Саратовской области "О земле" суд апелляционной инстанции необоснованно учел общую площадь пяти земельных участков.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 12 марта 2020 года Ушакова В.С. обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении схем расположения земельного участка в отношении земельных участков площадью 24 956 кв.м, 22 685 кв.м, 22 670 кв.м, 21 740 кв.м, 21 556 кв.м с условным кадастровым N, расположенных по адресу: "адрес", Расковское муниципальное образование, в районе перекрёстка дорог Саратов-Волгоград (кольцевая дорога) и Саратов-Сокур, в целях заключения договора аренды для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Постановлениями Администрации от 30 марта 2020 года NN 452, 453, 454, 455, 456 в утверждении схем расположения земельного участка отказано ввиду того, что образуемые земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, утверждёнными решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года N 01-7/449, расположены в зоне СХ-3 (зона садоводства и огородничества), в которой не предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 12 ноября 2020 года, вступившим в законную силу 19 декабря 2020 года указанные постановления признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Ушаковой В.С. от 12 марта 2020 года.
Постановлениями Администрации от 28 декабря 2020 года NN 2109, 2110, 2111, 2112, 2113 вновь отказано в утверждении названных схем расположения земельного участка ввиду того, что размер образуемых земельных участков более предельного максимального размера земельных участков, установленного в соответствии с Правилами землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, утверждёнными решением собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года N 01-7/449.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что порядок принятия оспариваемых решений соблюден, последние соответствуют требованиям закона и приняты при наличии предусмотренных оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков, поскольку их площадь значительно превышает установленный максимальный размер.
Судебная коллегия находит такие выводы правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
По делу не оспаривалось, что исходя из Правил землепользования и застройки образуемые земельные участки расположены в зоне СХ-3 (зона садоводства и огородничества).
Градостроительными регламентами названной зоны установлены предельные размеры вновь образуемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках - от 600 кв.м до 2500 кв.м.
Кроме того, частью 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0, 5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
В соответствии со статьей 7 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 122-ЗСО "О земле" установлен максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство - 2 гектара.
Сопоставив указанные предельные размеры с площадью образуемых земельных участков, суды обосновано указали на несоответствие размера образуемых земельных участков требованиям закона. Площадь каждого испрашиваемого земельного участка превышает максимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, предусмотренный как градостроительными регламентами зоны СХ-3 - 2500 кв.м, так и статьей 7 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 122-ЗСО "О земле" - 2 гектара.
При этом, вопреки утверждениям административного истца, Правила землепользования и застройки Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 мая 2012 года N 01-7/449 применены в редакции решения собрания депутатов Саратовского муниципального района от 19 декабря 2019 года N 1-07/151, то есть действовавшей на день обращения Ушаковой В.С. с заявлениями от 12 марта 2020 года.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ушаковой В.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.