Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Московской области на решение Московского областного суда от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" к Совету депутатов городского округа Ступино Московской области о признании недействующими в части отдельных положений решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что кассационное представление удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения просило признать недействующими с даты принятия пункты 1.176, 1.179, 1.180, 1.181, 1.182, 1.183, 1.184 решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6, а также признать недействующим с 1 января 2018 года приложение к решению Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области", за исключением пунктов 4.2.1, 4.6, 4.7, 5.1, 5.4.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" пользовалось льготой в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 95 процентов, установленной Положением о земельном налоге, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4, в отношении земельных участков проекта планировки территории площадью 1 195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево городского поселения Жилево с выделением промышленного округа "Ступино квадрат" на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области, отнесённых к землям сельскохозяйственного, промышленного использования, жилищного строительства в населённых пунктах, которые используются для сельскохозяйственного производства. Однако оспариваемым в части решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6 были отменены решения Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4 об утверждении Положения о земельном налоге и о внесении в данное Положение последующих изменений.
Решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6 было опубликовано 10 января 2018 года, а оспариваемые пункты этого муниципального правового акта вступают в силу с 1 января 2018 года, что противоречит требованиям, закреплённым в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку это придает акту обратную силу и ухудшает положение административного истца, являющегося налогоплательщиком.
Советом депутатов городского округа Ступино Московской области 19 октября 2017 года принято решение от N 26/3 "О земельном налоге на территории городского округа Ступино Московской области", которое вступило в действие с 1 января 2018 года. Указанный акт принят в связи с объединением территории городских и сельских поселений Ступинского муниципального района без изменения его границ в городской округ Ступино. Однако решение от 19 октября 2017 года N 26/3 не отменяло действие и не признавало утратившими силу правовые акты о налогах и сборах, которые ранее были приняты представительными органами городских и сельских поселений, впоследствии вошедших в состав городского округа Ступино Московской области. Таким образом, льготы по земельному налогу были сохранены для собственников земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны "Ступино Квадрат". Но льготы по земельному налогу в отношении земельных участков проекта планировки территории площадью 1 195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево решением от 19 октября 2017 года N 26/3 не предусмотрены. Таким образом, в связи с принятием решения от 19 октября 2017 года N 26/3 прекратилось право пользования указанной налоговой льготой по уплате земельного налога.
Общество полагало, что решение Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4 сохраняет своё действие до настоящего времени, а противоречие между муниципальными правовыми актами о налогах и сборах может быть устранено путём признания частично недействующим, за исключением пунктов 4.2.1, 4.6, 4.7, 5.1, 5.4, Положения о земельном налоге.
Решением Московского областного суда от 3 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано. Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2021 года, решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставлены без изменения, а кассационная жалоба административного истца - без удовлетворения.
В кассационном представлении, поданном 7 октября 2021 года через суд первой инстанции, прокурор Московской области просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение Совета депутатов городского округа Ступино от 21 декабря 2017 года N 86/6 относится к актам о налогах и сборах, вступающим в силу в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку им отменяется акт о предоставлении налоговой льготы для административного истца. Вместе с тем, пунктом 4 указанного решения, опубликованного 10 января 2018 года, установлен порядок вступления в законную силу данного акта со дня его официального опубликования, за исключением ряда пунктом, в том числе оспариваемых административным истцом, которые вступают в законную силу с 1 января 2018 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, решением Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4 утверждено Положение о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области (далее - Положение о земельном налоге, Положение), которое опубликовано в печатном издании "Жилевский вестник" от 28 ноября 2014 года N 12 и вступило в силу с 1 января 2015 года. Положением о земельном налоге установлен земельный налог на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также налоговые льготы. Решениями Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 19 августа 2015 года N 42/9 (опубликовано в печатном издании "Жилевский вестник" от 3 сентября 2015 года N 9) и от 27 января 2016 года N 3/1 (опубликовано в печатном издании "Жилевский вестник" от 31 января 2016 года N 1) в Положение о земельном налоге внесены изменения. Так, Положение дополнено пунктом 4.2.1, согласно которому (в редакции от 27 января 2016 года N 3/1) установлена налоговая льгота в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 95 процентов в отношении земельных участков проекта планировки территории площадью 1 195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево городского поселения Жилево с выделением промышленного округа "Ступино квадрат" на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области, отнесённых к землям сельскохозяйственного, промышленного использования, жилищного строительства в населённых пунктах, которые используются для сельскохозяйственного производства.
Данная налоговая льгота предоставляется при условии фактического использования земельных участков для сельскохозяйственного производства собственниками или иными лицами; отсутствия у налогоплательщика просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, внебюджетные фонды Российской Федерации, а также по заработной плате работникам предприятия. Приведённая льгота действовала до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство объектов промышленного и жилого назначения. Согласно подпункту 13 пункта 4.1 Положения о земельном налоге от уплаты земельного налога освобождаются собственники земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны "Ступино Квадрат". Пунктом 5.4 Положения определено, что указанная льгота распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" является собственником земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны "Ступино Квадрат" и земельных участков, расположенных в пределах проекта планировки территории площадью 1 195 га с размещением объектов жилой застройки, инфраструктуры и нежилого назначения вблизи деревни Колычево городского поселения Жилево Московской области.
Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 25 сентября 2017 года N 1/1 сформирован Совет депутатов городского округа Ступино Московской области, а решением от 25 сентября 2017 года N 13/1 - ликвидированы представительные органы Ступинского муниципального района и поселений Ступинского муниципального, в том числе Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области.
Советом депутатов городского округа Ступино Московской области принято решение от 19 октября 2017 года N 26/3 "О земельном налоге на территории городского округа Ступино Московской области". Данным решением на территории названного городского округа установлен и введён в действие с 1 января 2018 года земельный налог, установлены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки его уплаты, а также льготы по земельному налогу. Решение опубликовано в печатном издании "Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских и сельских поселений" от 8 ноября 2017 года N 46 (419) и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в отношении земельных участков, расположенных в границах территории городского округа Ступино Московской области (в том числе в пределах населённого пункта Жилево, включая особую экономическую зону "Ступино Квадрат"), налоговые ставки по земельному налогу, налоговые льготы по земельному налогу с 1 января 2018 года определялись в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 19 октября 2017 года N 26/3, которое относится к актам законодательства о налогах и сборах, к которым подлежат применению положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемыми пунктами 1.176, 1.179, 1.180, 1.181, 1.182, 1.183, 1.184 решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6 (опубликовано в печатном издании "Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских и сельских поселений" от 10 января 2018 года N 1) признаны утратившими силу решение Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области", а также решений от 19 августа 2015 года N 42/9, от 27 января 2016 года N 3/1, от 20 апреля 2016 года N 24/4, от 3 августа 2016 года N 41/7, от 28 сентября 2016 года N 46/9, от 29 марта 2017 года N 12/4, которыми вносились изменения в Положение о земельном налоге.
Указанный нормативный правовой акт принят Советом депутатов городского округа Ступино Московской области в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 24 мая 2017 года N 82/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района", Уставом городского округа Ступино Московской области, в связи с образованием нового муниципального образования - городской округ Ступино Московской области.
Исходя из положений пункта 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 28 Устава городского округа Ступино Московской области, заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Порядок работы, организации и обеспечения деятельности Совета депутатов по решению вопросов, находящихся в компетенции Совета депутатов определяется Регламентом Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, утвержденным решением Совета депутатов от 25 января 2018 года N 100/8. До принятия указанного регламента действовал Временный регламент, утвержденный решением Совета депутатов от 25 сентября 2017 года N 2/1.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских и сельских поселений" - приложении к районной общественно-политической газете "Ступинская панорама".
Согласно пункту 3 статьи 26 Устава, Совет депутатов городского округа Ступино Московской области состоит из 25 депутатов.
Как следует из протокола N 6 заседания Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года, на данном заседании присутствовали 23 депутата из 25, что указывает на правомочность заседания и наличие необходимого кворума.
По административному делу также установлено, что до вынесения нормативного правового акта на заседание Совета депутатов, проект рассматривается на депутатской комиссии, с целью принятия соответствующего решения.
Из протокола N 8 заседания постоянной депутатской комиссии от 13 декабря 2017 года следует, что за принятие решения о вынесении на рассмотрение Совета депутатов проекта решения Совета депутатов "О признании утратившими силу некоторых решений Совета депутатов Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Ступино Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Михнево Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Малино Ступинского муниципального района, Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района, Совета депутатов сельского поселения Аксиньинское Ступинского муниципального района, Совета депутатов сельского поселения Леонтьевское Ступинского муниципального района, Совета депутатов сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района" депутаты проголосовали единогласно.
Установлено и не оспаривалось в судебном заседании, что оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6 в установленном законом порядке официально опубликовано в полном объеме в печатном издании "Вестник Совета депутатов и администрации Ступинского муниципального района, Совета депутатов и администраций городских и сельских поселений" от 10 января 2018 года N 1 (430), а также размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, опубликован в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городского округа Ступино Московской области, в строгом соответствии с нормами законодательства, имеющего большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца; не противоречит статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не устанавливает новые налоги и не повышает налоговые ставки. Земельный налог, налоговые ставки по нему, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты по нему установлены решением Советом депутатов городского округа Ступино Московской области от 19 октября 2017 года N 26/3 "О земельном налоге на территории городского округа Ступино Московской области", подлежащим применению с 1 января 2018 года. Оспариваемое решение Советом депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6 опубликовано 10 января 2018 года и вступило в силу с 1 января 2018 года, что не влечет признание его недействующим, так как, исходя из его содержания, оно не может быть отнесено к актам, которые вступают в силу после опубликования. Порядок вступления в силу оспариваемого решения определён в части 6 статьи 45 Устава городского округа Ступино Московской области. Решение Совета депутатов городского поселения Жилево Ступинского муниципального района Московской области от 26 ноября 2014 года N 27/4 и решения, которыми в него вносились изменения, утратили силу в связи с принятием решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу положений статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии со статьёй 1 Закона Московской области от 24 мая 2017 года N 82/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района" территории городского поселения Жилево, городского поселения Малино, городского поселения Михнево, городского поселения Ступино, сельского поселения Аксиньинское, сельского поселения Леонтьевское, сельского поселения Семеновское объединены без изменения границ Ступинского муниципального района Московской области. Городское поселение, образованное путём изменения состава территории Ступинского муниципального района, наделено статусом городского округа - городской округ Ступино Московской области.
В статье 4 указанного Закона Московской области определено, что со дня формирования представительного органа городского округа Ступино первого созыва - Совета депутатов городского округа Ступино Московской области - полномочия советов депутатов поселений, а также Совета депутатов Ступинского муниципального района прекращаются (часть 2); полномочия администраций поселений и администрации Ступинского муниципального района прекращаются со дня формирования администрации городского округа Ступино (часть 4).
Поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационного представления относительно пункта 4 решения Совета депутатов городского округа Ступино Московской области от 21 декабря 2017 года N 86/6 были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку данный пункт оспариваемого решения не являлся предметом заявленных ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" требований, о чём представитель административного истца дополнительно уточнил в суде апелляционной инстанции. При этом, как правильно установилсуд первой инстанции, названное решение административного ответчика не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного акта апелляционной инстанции, постановленного в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационное представление прокурора Московской области на решение Московского областного суда от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.