Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Тула на решение Центрального районного суда города Тулы от 29 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Богомоловой Анастасии Анатольевны, Алиева Расима Адиль оглы, Воробиной Ирины Олеговны, Белкиной Ярославы Сергеевны, Черновой Ольги Евгеньевны, Крыловой Анны Викторовны, Вострухова Андрея Александровича, Аверина Руслана Александровича, Савкина Евгения Александровича, Лебедь Натальи Вячеславовны, Пшика Богдана Николаевича, Рытовой Ольги Валериевны, Зацепина Николая Николаевича, Кудухашвили Татьяны Геннадьевны, Хиоры Сергея Михайловича, Чуйкиной Елены Алексеевны, Поляковой Светланы Викторовны, Янгибаевой Любови Худайбердовны, Аббасова Зияаддина Магеррам оглы, Фокина Сергея Викторовича Глушак Натальи Николаевны к администрации муниципального образования город Тула о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя административного ответчика Богма А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Богомолова А.А, Алиев Р.А.о, Воробина И.О, Белкина Я.С, Чернова О.Е, Крылова А.В, Вострухов А.А, Аверин Р.А. Савкин Е.А, Лебедь Н.В, Пшик Б.Н, Рытова О.В, Зацепин Н.Н, Кудухашвили Т.Г, Хиора С.М, Чуйкина Е.А, Полякова С.В. Янгибаева Л.Х, Аббасов З.М.о, Фокин С.В, Глушак Н.Н. обратились в суд с названным административным иском, в котором просили признать незаконным бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, и возложить обязанность по подведению к земельным участкам административных истцов объектов отсутствующей на момент обращения в суд инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований указали на то, что им и членам их семей, относящимся к категории многодетных, бесплатно предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, расположенные в северной части Зареченского района города Тулы. С момента выделения и передачи в собственность земельных участков в качестве меры социальной поддержки прошло более восьми лет, обязанность публичного органа по обеспечению каждого земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Решением Центрального районного суда города Тулы от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 августа 2021 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация города Тулы) в необеспечении земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, расположенных в северной части Зареченского района города Тулы инженерной инфраструктурой газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N. На администрацию города Тулы возложена обязанность обеспечить объектами инженерной инфраструктуры - газоснабжения, водоотведения и транспортной доступности указанные земельные участки в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу. На администрацию города Тулы возложена обязанность обеспечить объектами инженерной инфраструктуры - водоснабжением земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N в течение одного года с момента вступления решения в законную силу. На администрацию города Тулы возложена обязанность обеспечить объектами инженерной инфраструктуры - подъездной дорогой земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 15 ноября 2021 года через суд первой инстанции, администрация города Тулы просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что требования, установленные Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, носят рекомендательный, а не обязательный характер. Полагает, что сроки исполнения решения суда необоснованы и неисполнимы. Считает, что бездействия со стороны административного ответчика не допущено, поскольку с 2012 года предпринимаются необходимые меры по обеспечению спорных земельных участков, принадлежащих административным истцам, объектами инфраструктуры. Кроме того, полагает, что указание в решении суда об установлении конкретного вида водоотведения является следствием прямого вмешательства в компетенцию органа местного самоуправления.
От Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы и муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы" поступили отзывы, в которых они просят удовлетворить кассационную жалобу.
От Богомоловой А.А. поступили письменные возражения, в которых она просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" (далее - Закон Тульской области N 1708-ЗТО) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тульской области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства; для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома).
Согласно пункту 3 статьи 2-2 Закона Тульской области N 1708-ЗТО, многодетному гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен: из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно.
В силу части 3 статьи 3 указанного Закона, в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В част 4 данной статьи предусматривается, что после официального опубликования Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (в данном случае - статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статья 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В части 1 статьи 37 Федеральный закон N 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 4, 5 части 1 статьи 16 Устава муниципального образования "город Тула" организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, земельные участки административных истцов были сформированы министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и поставлены на кадастровый учет. Сведений о наличии инфраструктуры инженерно-технического обеспечения межевые планы не содержат.
Постановлением администрации города Тулы от 11 июля 2012 года N на основании постановления администрации города Тулы от 16 марта 2011 года N "О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в "адрес"", учитывая протоколы и итоги (рекомендации) публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, была утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в "адрес".
Постановлением администрации города Тулы от 21 марта 2014 года N в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в "адрес", и подготовке технического задания на разработку документации.
Постановлением администрации города Тулы от 29 декабря 2014 года N проекты внесения изменений были утверждены.
Постановлением администрации города Тулы от 9 апреля 2015 года N была утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) внеплощадочных сетей застройки "Жилой район, расположенный в "адрес"".
Предоставленные распоряжениями Правительства Тульской области административным истцам земельные участки расположены в "данные изъяты", включены в перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области N 1708-ЗТО.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией города Тулы не предприняты на протяжении длительного времени надлежащие меры по обеспечению необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой спорных земельных участков, в то время как доказательств отсутствия незаконного бездействия административным ответчиком не представлены.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О судом первой инстанции верно обращено внимание на то, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, ссылка административного ответчика на обстоятельства недостаточного финансирования; выполнения строительства инженерной инфраструктуры по электроснабжению, частичному выполнению работ по водоснабжению земельных участков и обустройстве за период 2016-2019 годов мощенных щебнем подъездных дорог к части земельных участков; наличие плана мероприятий по обеспечению инфраструктурой площадки для многодетных граждан в "адрес" в сроки; устройство внутриквартальных проездов до 2026 года; централизованных сетей водоснабжения до 2023 года; разработки ПСД для обеспечения площадки централизованным газоснабжением в срок до 2029 года и выполнения строительно-монтажных работ по строительству централизованной сети газоснабжения в сроки 2030-2035 годы не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, исходя из длительности времени, прошедшего с момента предоставления земельных участков многодетным семьям.
При этом, согласно пункту 11.3 раздела 11 решения Тульской городской Думы от 31 января 2018 года N 47/1156 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула" выдача технических условий устройства децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений) предусмотрена при отсутствии возможности централизованного водоотведения объекта. Доказательства того, что отсутствует возможность централизованного водоотведения на участках административных истцов и земельных участков иных многодетных семей, расположенных в "адрес", административным ответчиком не представлены, как не представлены доказательства того, что проводились соответствующие работы по объекту "Внеплощадочные сети застройки "Жилой район, расположенный в "данные изъяты"". Сведений о том, что администрация города Тулы в период до 2021 года обращалась в АО "Тулаводоканал" для получения технических условий для устройства централизованного водоотведения в жилом районе, расположенном в "адрес", не имеется, как отсутствуют и данные о невозможности устройства централизованных систем водоотведения в названном жилом районе.
Кроме того, судами отмечено, что в рамках проведенной прокуратурой города Тулы в 2020 году проверки исполнения требований законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Тула, было установлено, что орган местного самоуправления не в полном объеме осуществляет действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. В связи с чем, первым заместителем прокурора города Тулы в адрес главы администрации города Тулы было вынесено представление об устранении нарушении законодательства от 15 октября 2020 года N.
Также в адрес администрации города Тулы первым заместителем прокурора города Тулы было вынесено представление от 19 января 2021 года N об устранении нарушении законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Тула, из которого следует, что в администрации города Тулы отсутствует нормативное регулирование порядка проведения комплекса мер по обеспечению земельных участков данной категории объектами инженерной инфраструктуры, нормативный правовой акт органа местного самоуправления в данной сфере не разработан и не принят.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" в кассационном определении (дополнительном кассационном определении) также разрешается вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
В связи с окончанием производства по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Тула приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Тулы от 29 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 августа 2021 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 29 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Тула - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Тулы от 29 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 10 августа 2021 года, приостановленное определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Богомоловой Анастасии Анатольевны, Алиева Расима Адиль оглы, Воробиной Ирины Олеговны, Белкиной Ярославы Сергеевны, Черновой Ольги Евгеньевны, Крыловой Анны Викторовны, Вострухова Андрея Александровича, Аверина Руслана Александровича, Савкина Евгения Александровича, Лебедь Натальи Вячеславовны, Пшика Богдана Николаевича, Рытовой Ольги Валериевны, Зацепина Николая Николаевича, Кудухашвили Татьяны Геннадьевны, Хиоры Сергея Михайловича, Чуйкиной Елены Алексеевны, Поляковой Светланы Викторовны, Янгибаевой Любови Худайбердовны, Аббасова Зияаддина Магеррам оглы, Фокина Сергея Викторовича Глушак Натальи Николаевны к администрации муниципального образования город Тула о признании незаконным бездействия.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.