Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Капустина Александра Николаевича к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведения повторного конкурса
по кассационной жалобе Капустина Александра Николаевича
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 февраля 2021 года по гражданскому делу N 2-70/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 6 июля 2021 года по гражданскому делу N 33-3450/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителей ответчика Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Щеголевой О.Ю, Мочаловой А.В, действующих на основании доверенностей, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Капустин А.Н. обратился в суд с иском к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведения повторного конкурса.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 6 июля 2021 года, исковые требования Капустина А.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Капустин А.Н. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на допущенные ответчиком нарушения порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности, наличие оснований для отмены результатов конкурса и проведения повторного конкурса, на необоснованное отклонение заявленных им ходатайств об истребовании дополнительных доказательств.
Заслушав доклад судьи, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования открылось несколько вакантных должностей, в том числе, четыре должности в отделе государственного экологического надзора по Белгородской области: должность начальника отдела, две единицы должности главного специалиста-эксперта и должность специалиста-эксперта.
Согласно материалам дела, руководителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 21 ноября 2019 года издан приказ за N145 "О проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора", которым установлен срок проведения первого этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы с 29 ноября 2019 года по 19 декабря 2019 года
Из материалов дела следует, что 17 декабря 2019 года Капустиным А.Н. подано заявление об участии в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области.
На дату издания указанного приказа действовал состав конкурсной комиссии и Положение о конкурсной комиссии по оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантных должностей, утвержденные приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области N 184 от 30 октября 2006 года "Об образовании конкурсной комиссии".
14 октября 2019 года Управление Росприроднадзора по Белгородской области прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Согласно материалам дела, по результатам проведения первого этапа конкурса (конкурса документов), решением конкурсной комиссии Капустин А.Н. допущен ко второму этапу конкурса (конкурс кандидатов), который состоялся 15 января 2020 года.
Приказом руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 181 от 30 декабря 2019 года создана конкурсная комиссия Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, утвержден состав комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, а также Положение о конкурсе на замещение вакантной должности и Положение о кадровом резерве, признан утратившим силу приказ управления Росприроднадзора по Белгородской области N 184 от 30 октября 2006 года.
Согласно приложению N 1 к указанному приказу в состав конкурсной комиссии управления, действующей на постоянной основе, для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора вошли: председатель конкурсной комиссии (ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11), заместитель председателя комиссии (ФИО12), секретарь комиссии (ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17), члены комиссии (ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28), а также три независимых эксперта.
Указанный состав конкурсной комиссии создан для проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы во всех пяти субъектах Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора (г. Белгород, г. Курск, г. Липецк, г. Тамбов, г.Воронеж).
Согласно указанному приложению N 1 к приказу N 181 от 30 декабря 2019 года состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Управления Росприроднадзора по Белгородской области состоит из 13 человек, в том числе, 10 членов комиссии и 3 независимых эксперта.
В соответствии с пунктом 17 Положения о конкурсе, частью 8 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в состав комиссии включены три независимых эксперта, то есть 0, 25% от общего числа членов конкурсной комиссии (13 человек) (13 х ? = 3, 25).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии в заседании конкурсной комиссии 15 января 2020 года приняли участие 10 членов из 13, а именно: председатель комиссии ФИО8, заместитель председателя комиссии ФИО7, секретарь комиссии ФИО14, члены комиссии ФИО21, ФИО22, ФИО12, ФИО13 и независимые эксперты ФИО29, ФИО30, ФИО31, что соответствует требованиям пункта 20 Положения о конкурсе, которым установлен кворум при принятии решений (присутствие на комиссии не менее двух третей от общего числа ее членов).
По результатам проведенного 15 января 2020 года второго этапа конкурса - тестирования, Капустин А.Н. набрал наименьшее количество баллов - 3, 8 из максимального балла "5, 0", по сравнению с иными кандидатами - ФИО32 набрал 4, 3 балла, ФИО33 - 4, 1 балл, что подтверждается результатами выполнения кандидатами теста.
Как следует из результатов тестирования из 40 вопросов Капустиным А.Н. даны правильные ответы на 30, что составляет 75% от максимального числа баллов за тест (5, 0 х 75% = 3, 75 балла), кандидатом ФИО33 даны ответы на 33 вопроса, что составляет 82, 5% от максимального числа баллов (4, 1 балл), кандидатом ФИО32 даны ответы на 34 вопроса, что составляет 85% от максимального числа баллов (4, 3 балла).
В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет каждому гражданину равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено названной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
Частью 12 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определяются Положением о конкурсе от 1 февраля 2005 года N 112.
Положением о конкурсе определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе (п. 1 Положения о конкурсе).
Согласно пункту 2 Положения о конкурсе, конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.
На основании пункта 6 Положения о конкурсе, конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
Согласно пункту 12 Положения о конкурсе, решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.
Государственный орган не позднее, чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы (пункт14 Положения о конкурсе).
Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа (пункт 16 Положения о конкурсе).
Требования к составу конкурсной комиссии установлены пунктом 17 Положения о конкурсе, которым установлено, что в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями пунктов 17.1, 17.2 настоящего Положения независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Представители общественных советов при государственных органах, включаемые в состав конкурсных комиссий по запросам руководителей государственных органов, определяются решениями соответствующих общественных советов.
Аналогичное положение предусмотрено частью 8 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы (пункт 18 Положения о конкурсе).
В соответствии с пунктом 19 Положения о конкурсе, конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
В соответствии с пунктом 20 Положения о конкурсе, заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Капустиным А.Н. требований о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведения повторного конкурса, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, поскольку нарушений процедуры проведения конкурса не установлено, фактов, свидетельствующих о дискриминации истца, ущемления его прав по сравнению с другими конкурсантами, не установлено.
Суды верно исходили из того, что процедура проведения конкурса ответчиком соблюдена.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные истцом в жалобе доводы о допущенных нарушениях при проведении конкурса по замещению вакантной должности государственной гражданской службы, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки истца в кассационной жалобе о незаконности проведения первого этапа конкурса, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку прекращение деятельности управление Росприроднадзора по Белгородской области путем реорганизации в форме присоединения в силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о переходе к ответчику прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В связи с чем, ранее изданный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области приказ N 184 от 30 октября 2006 года "Об образовании конкурсной комиссии" являлся действующим, начало конкурсных процедур - соответствующими требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы Капустина А.Н. о необоснованном отказе ответчика в создании комиссии по урегулированию трудовых споров, судебная коллегия считает не основанными на нормах трудового законодательства, т.к. частью 1 статьи 384 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право обращения с заявлением о создании комиссии по трудовым спорам работнику, которым Капустин А.Н, претендовавший на занятие вакантной должности, не являлся.
Указание в жалобе на допущенные судами процессуальные нарушения о не представлении сторонам возможности урегулирования спора мирным путем, об отказе в вызове в судебное заседание свидетелей, истребовании доказательств, назначении по делу почерковедческой экспертизы, судебной коллегией признаны несоответствующими материалам дела и требованиям гражданского процессуального законодательства, поскольку судом сторонам разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заключения мирового соглашения, все заявленные сторонами ходатайства разрешены судом в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки первой и второй инстанций по доводам кассационной жалобы, жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 6 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Капустина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.