Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Сапрыкиной Е.В, Лемякиной В.М, рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции гражданское дело по иску Сафонова ФИО10, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сафонова ФИО11 к Управлению городского хозяйства г. Калуги, Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, Городской Управе г. Калуги о признании незаконными ответов на обращения, возложении обязанности профинансировать и организовать выполнение работ по капитальному ремонту автодороги, возложении обязанности профинансировать и организовать выполнение работ по строительству двух участков автодорог
по кассационной жалобе Сафонова ФИО12, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Сафонова ФИО13 на решение Калужского районного суда Калужской области от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 августа 2021 года, заслушав доклад судьи Сапрыкиной Е.В, пояснения Сафонова С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Сафонов С.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Сафонова Д.С, обратился в суд с иском к Управлению городского хозяйства г. Калуги (далее - УГХ г. Калуги), Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги (далее - управление архитектуры) с требованиями о признании незаконными ответов на обращения, возложении обязанности профинансировать и организовать выполнение работ по капитальному ремонту автодороги, возложении обязанности профинансировать и организовать выполнение работ по строительству двух участков автодорог.
Иск заявлен Сафоновым С.В. в отношении участка дороги, находящегося на территории МО "г. Калуга" от пересечения с "адрес" завод МПС протяженностью 1 076 м, а также двух участков автодорог, расположенных в "адрес", начиная от перекрестка с "адрес" завод МПС по прямой до водоканала, а также в сторону налево до многоквартирного жилого "адрес".
Решением Калужского районного суда Калужской области от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 августа 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Сафонов С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Сафонов С.В. в судебном заседании на доводах кассационной жалобы настаивал, пояснив, что исковые требования заявлял именно о возложении обязанности провести капитальный, а не текущий ремонт автодороги.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Сафонов С.В. и несовершеннолетний Сафонов Д.С. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
12 ноября 2020 года Сафонов С.В. обратился к Городскому Голове "адрес" с заявлением об организации надлежащего ремонта дороги по "адрес" и установлении искусственного уличного освещения как вдоль автодороги по "адрес" завод МПС, а также по "адрес".
В письменном ответе от 8 декабря 2020 года N на обращение Сафонова С.В. управление архитектуры сообщило, что 25 ноября 2020 года состоялся визуальным осмотр территории, указанной в обращении, в ходе которого установлено, что на протяжении "адрес" завод МПС от пересечения с "адрес" до "адрес" и от "адрес" до "адрес", а также на всей территории "адрес" отсутствуют фонари уличного освещения; асфальтовое покрытие проезжей части "адрес" завод МПС имеет неровности, выбоины глубиной до 7 см и площадью до 1 кв.м; ввиду отсутствия существующих опор электропередач в "адрес" провести реконструкцию уличного освещения и включить в план работ МУП "Калужские городские коммунальные электрические сети" не представляется возможным.
Также Сафонову С.В. сообщено, что требуется новое строительство линии уличного освещения, которое выполняется в рамках строительства, реконструкции либо капитального ремонта автомобильной дороги, что решением Городской Думы г. Калуги от 13 декабря 2019 года N271 утвержден бюджет МО "Город Калуга" на 2020 год и плановый 2021-2022 годы, в связи с ограниченностью доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований расходы на работы по капитальному ремонту указанной в обращении дороги не предусмотрены.
3 февраля 2021 года Сафонов С.В. обратился к Городскому Голове г. Калуги с заявлением о включении в перечень автомобильных дорог общего пользования двух участков дорог, каждый из которых протяженностью не более 150 м, расположенных по адресу: "адрес", ведущие к многоквартирным домам, автокооперативу "Железнодорожники", водоканалу РЖД.
На указанное обращение в письменном ответе от 19 февраля 2021 года N управление экономики и имущественных отношений г. Калуги сообщили, что на основании пункта 4 приложения к постановлению Городской Управы г. Калуги от 9 апреля 2015 года "Методика проведения инвентаризации автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования "г. Калуга" инвентаризация автомобильных дорог проводится с 15 апреля по 30 октября, в связи с чем, инвентаризация указанных дорог включена в план работ на 3 квартал текущего года; по результатам инвентаризации будет принято решение о принятии данных дорог в собственность МО "г. Калуга".
4 февраля 2021 года Сафонов С.В. обратился в УГХ "адрес" с заявлением, в котором указал, что вдоль проезжей части от перекрестка "адрес" в сторону "адрес" завод МПС отсутствует искусственное уличное освещение и по всему "адрес", а также отсутствует дорожное полотно, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу лиц, проживающих на данной территории.
В письменном ответе на обращение истца от 25 февраля 2021 года N935/03-21 УГХ г. Калуги сообщило, что в реестре муниципального имущества МО "г. Калуга" находится автомобильная дорога по ул. Кирпичный завод МПС ("адрес") общей протяженностью 1076 м.; дорожное полотно на указанной улице имеет асфальтобетонное покрытие до "адрес", далее расположен грунтовый участок дороги и требуется новое строительство согласно проектно-сметной документации. По информации управления архитектуры проектирование и строительства улично-дорожной сети г. Калуги проводится в рамках муниципальной программы МО "г. Калуга" "Развитие транспортной системы и безопасность дорожного движения", утвержденной постановлением Городской Управы г. Калуги от 14 февраля 2020 года N-п, согласно утвержденного плану. Решением Городской Думы г. Калуги от 9 декабря 2020 года N утвержден бюджет МО "г. Калуга" на 2021 год и плановый 2022-2023 годы и в связи с ограниченностью доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований расходы на выполнение данных мероприятий по вышеуказанному объекту не предусмотрены. Финансирование указанных мероприятий будет предложено на рассмотрение при формировании проекта бюджета МО "г. Калуга" на 2023 год и плановые 2024 и 2025 годы.
Кроме того Сафонову В.С. сообщено, что ремонт тротуаров и автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО "г. Калуга" проводится в рамках муниципальной программы МО "г. Калуга" "Развитие транспортной системы и безопасность дорожного движения", утвержденной постановлением Городской Управы г. Калуги от 14 февраля 2020 года N46-п, согласно утвержденному плану; финансирование мероприятий программы осуществляется в пределах средств, выделенных главным распорядителем бюджетных средств на ее исполнение, в соответствии с решением о бюджете МО "г. Калуга" на текущий финансовый год, за счет средств областного бюджета - пределах средств, выделенных бюджету МО "г. Калуга" из областного бюджета, при этом настоящее время план ремонта на 2021 год не сформирован; работы по ремонту указанной автомобильной дороги не предусмотрены.
Согласно акту проведения комплексной проверки автомобильной дороги общего пользования местного значения МО "г. Калуга" (городские территории) от 19 апреля 2021 года, составленного комиссией, в рамках проведенной комплексной проверки дороги по ул. Кирпичный завод МПС в границах МО "г. Калуга" установлено, что в районе дома 26а по ул. Зерновая имеются выбоины, разрушение покрытия до щебеночного основания, искажение профиля в виде впадин и взбугривания, сопровождающиеся сеткой трещин; в районе д. ФИО14 МПС также имеются многочисленные разрушения покрытия в виде углублений различной формы в резко выраженными краями, мелкие и глубокие выбоины, разрушение покрытия на подъезде к железнодорожному переезду, на всем протяжении дороги отсутствуют тротуары и уличное освещение, разрушение кромки дорожного полотна, колейность, сетка трещин, значительные занижения и завышения относительно кромки проезжей части. По результатам обследования комиссией сделан вывод, что необходимо проведение работ по переустройству дорожной одежды на участках образования колей с удалением нестабильных слоев основания, необходима полная замена дорожной одежды, выравнивание и укрепление обочин, обустройство тротуаров и уличного освещения.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 14 февраля 2020 года N46-п утверждена муниципальная программа МО "г. Калуга" "Развитие транспортной системы и безопасность дорожного движения" и данной программой предусматриваются следующие цели: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность дорожного движения, обеспечение доступности пассажирских перевозок; а также задачи муниципальной программы: приведение местной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также мостов и иных искусственных дорожных сооружений в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию; развитие парковочного пространства, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования; обеспечение нормативного содержания улично-дорожной сети г. Калуги (далее - УДС г. Калуги); обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования общественного транспорта; выполнение комплекса работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и междворовых проездов; совершенствование организации дорожного движения; развитие инфраструктуры для повышения пешеходной доступности объектов городской агломерации и безопасности дорожного движения; повышение уровня дорожной грамотности; повышение качества транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах МО "г. Калуга", на период с 2020 года по 2026 год. Программой определены объемы и источники финансирования на каждый год.
К завершению реализации муниципальной программы планируются в том числе: увеличение к 2026 году доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям, от общей протяженности дорог не менее чем до 75, 3%; снижение к 2026 году количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети городской агломерации "Калужская агломерация" (г. Калуга) до 9; доля отремонтированных дворовых территорий и междворовых проездов от общего количества дворовых территорий ежегодно составит не менее 0, 31%; улучшение состояния УДС г. Калуги; повышение безопасности и удобства пешеходов; снижение количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием общественного транспорта; обеспечение комфортных условий для всех участников дорожного движения; снижение физического износа дорожного покрытия дворовых территорий и проездов к ним; обеспечение повышения уровня безопасности и эффективности функционирования движения пешеходов, улучшения экологической обстановки.
Указанной программой утвержден перечень мероприятий (основных мероприятий) муниципальной программы, предусматривающих капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также реконструкцию и строительство автомобильных дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, автомобильных дорог общего пользования местного значения, с с адресным указанием объектов дорог, а также ответственного исполнителя данных видов работ, сроков начала и окончания реализации.
В бюджете МО "г. Калуга" средства для капитального ремонта и строительства указанных истцом участков автомобильных дорог не заложены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями статей 6, 158 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 4, 14, 15, 16, 34, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 3, 5, 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 января 1993 года N221, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, оценив доказательства по правилам статей 55, 56, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что понуждение ответчиков к строительству двух участков автомобильной дороги и капитальному ремонту автодороги с элементами благоустройства, в том числе с уличным освещением, обустройством тротуаров, пешеходных дорожек, является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное принятие решений вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Как указал суд первой инстанции, в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к решению вопроса необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения, а также их капитального ремонта и реконструкции. А заявляя требования о понуждении к совершению действий, истец фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым, при этом, истцом не представлено доказательства необходимости первоочередного капитального ремонта и строительства указанных им дорог в приоритете от иных дорог, планируемых к ремонту.
Доводы кассационной жалобы полностью дублируют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка в апелляционном определении, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Как указал суд апелляционной инстанции, судом первой инстанции установлено, что в бюджете МО "г. Калуга" средства для капитального ремонта и строительства указанных истцом участков автомобильных дорог не заложены. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу, что понуждение к строительству двух участков автомобильной дороги и капитальному ремонту автодороги с элементами благоустройства, в том числе с уличным освещением, обустройством тротуаров, пешеходных дорожек, является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации, статям 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда, а иное означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в деятельность органа исполнительной власти, наделенного соответствующими полномочиями.
Доводы кассационной жалобы, направлены на несогласие с выводами судов об обстоятельствах дела и направлены на переоценку доказательств, между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Существенных нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судами допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сафонова ФИО16, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Сафонова ФИО15 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.