Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блохиной Светланы Александровны к ГУ - УПФР по городскому округу город Бор Нижегородской области о взыскании недополученной пенсии, судебных расходов, по кассационной жалобе Блохиной Светланы Александровны
на решение Борского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Блохина С.А. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР по городскому округу город Бор Нижегородской области о взыскании недополученной пенсии, судебных расходов.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований Блохиной С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г, решение Борского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Блохиной С.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Блохина С.А. просит отменить решение Борского городского суда Нижегородской области от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19 ноября 2018 г. Блохина С.А. обратилась в Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Бор Нижегородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив к заявлению трудовую книжку, справки, содержащие данные о периодах трудовой деятельности.
Решением пенсионного органа от 29 ноября 2018 г. Блохиной С.А. назначена пенсия в соответствии со ст.8 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере 8 871 руб.20 коп.
Считая свои пенсионные права в части размера назначенной пенсии нарушенными, 11 февраля 2019 года и далее в январе 2020г. Блохина С.А. обращалась в УПРФ по г.о.г.Бор с заявлением о предоставлении сведений о не зачтенном трудовом стаже при определении и начислении трудовой пенсии с указанием причин.
УПРФ по г.о.г.Бор дан ответ от 07.03.2019г. NБ-25 о порядке подтверждения и учета в страховой стаж периодов трудовой деятельности, в том числе по интересующим истца периодам работы, занесенным в трудовую книжку, но неучтенным при назначении пенсии.
Согласно ответу УПРФ по г.о.г.Бор от 21.02.2020г. NБ-22 на повторное заявление Блохиной С.А. ответчиком разъяснены порядок подтверждения и учета в страховой стаж периодов работы, занесенных в трудовую книжку, но неучтенных при назначении пенсии (Торговая Компания "Энергия"; Октябрьская БТОФ; ООО "Шоколадная компания "Приз", ОАО "Борхлеб"), указано, что о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец может узнать одним из предложенных способов.
Согласно письму ОПФР по Нижегородской области от 16 мая 2019 года о проведении тематической проверки всех выплатных дел с отношением среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации менее 1, 2, пенсионным фондом произведены действия по получению архивной справки N72 от 12 февраля 2020 года N72 о зарплате Блохиной С.А. за 1987-1991г.г.
С заявлением о перерасчете пенсии Блохина С.А. обратилась к ответчику 18 февраля 2020 года.
Согласно справке от 04 марта 2021 года, размер страховой пенсии истца на 04 марта 2021 года установлен 12 689, 99 рублей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Блохиной С.А. требований о взыскании недополученной пенсии за 16 месяцев в размере 61 103, 99 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что оценка пенсионных прав Блохиной С.А. на момент ее первоначального обращения в пенсионный орган (19 ноября 2018г.) произведена с учетом представленных ею документов.
Суд первой инстанции не принял во внимание доводы истца Блохиной С.А. о том, что пенсионный орган не разъяснил ей и не истребовал от нее недостающие документы, указав, что оценка пенсионных прав производится на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Суд первой инстанции также отклонил доводы истца о том, что перерасчет пенсии по старости должен быть произведен истцу с момента назначения пенсии, указав, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, заявления Блохиной С.А, на которые она ссылается в исковом заявлении, не являются заявлениями о перерасчете пенсии, и соответственно, письма пенсионного фонда не являются отказом в перерасчете пенсии и носят разъяснительный характер, в связи с чем, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить Блохиной С.А. неполученную пенсию за период со дня ее назначения и до перерасчета по справке о заработной плате от 20.02.2020г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Блохиной С.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 19 ноября 2018 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение, выплата и перерасчет страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о перерасчете страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за перерасчетом, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о перерасчете страховой пенсии по старости или об отказе в ее перерасчете на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не применили к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения и включения в страховой стаж периодов работы для перерасчета размера страховой пенсии по старости.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Блохиной С.А. о взыскании недополученной пенсии изложенные нормативные положения, регулирующие порядок перерасчета гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при рассмотрении первоначального заявления Блохиной С.А. о назначении пенсии 19 ноября 2018 г, приведшие к назначению ей страховой пенсии по старости в размере 8871, 20 рублей, разъяснялось ли истцу Блохиной С.А. ее право на предоставление дополнительных документов, принимались ли ответчиком действия по запросам дополнительных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы, в связи с неоднократными обращениями Блохиной С.А. по поводу обоснованности размера назначенной ей пенсии.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись, содействие в сборе доказательств истцу не оказано.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021г. нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.