Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Анны Алексеевны к департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, государственному казенному учреждению Брянской области "Отдел социальной защиты населения" Володарского района г.Брянска о признании права на получение статуса несовершеннолетнего узника, по кассационной жалобе Андреевой Анны Алексеевны
на решение Володарского районного суда г.Брянска от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 7 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Андреева А.А. обратилась в суд с иском к департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, государственному казенному учреждению (далее - ГКУ) Брянской области "Отдел социальной защиты населения" Володарского района г.Брянска о признании права на получение статуса несовершеннолетнего узника.
Решением Володарского районного суда г.Брянска от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 7 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Андреевой А.А. отказано.
В поданной кассационной жалобе Андреева А.А. просит решение суда и апелляционное определение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Андреева А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
Андреева А.А. обратилась в ГКУ "Отдел социальной защиты населения Володарского района г. Брянска" с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ Андреевой А.А. отказано в установлении статуса бывшего несовершеннолетнего узника, поскольку отсутствуют архивные документы, подтверждающие факт нахождения истца в период Второй мировой войны в местах принудительного содержания и рекомендовано для установления данного факта обратиться в суд.
В обоснование заявленных требований, истец ссылалась на письменные показания свидетелей ФИО7, ФИО8
Из ответа ГКУ "Государственный архив Брянской области" N177 от 11 марта 2021 года следует, что Климовский, Навлинский, Суземский, Брасовский районы Орловской, а с 1944 года Брянской области были оккупированы немецкими захватчиками и в 1943 году освобождены советскими войсками.
Сведениями об оккупации населенных пунктов и списками граждан, проживающих в годы Великой Отечественной войны на временно оккупированной территории Брянщины, госархив не располагает.
Лагеря гражданского населения были созданы немцами на территории Суземского района и в п.Навля на территории парка возле клуба им.Орджоникидзе. Окружная фашистская тюрьма была организована в конюшнях конесовхоза в п. Локоть Брасовского района.
Согласно ответу ФГКУБ "Государственный архив Брянской области" - центр документации новейшей истории Брянской области N23-т от 29 марта 2021 года в документах архивного фонда "Брянский штаб партизанского движения" сведений об организации мест принудительного содержания на базе жилых домов в селах Крапивня, Алтухово, "адрес", Кокоревка, "адрес", ФИО1 "адрес" не имеется.
Из сведений, представленных УФСБ России по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно показаний ФИО7 и свидетелей, опрошенных в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении ФИО7 следует, что в период указанный в исковом заявлении села Крапивня, Алтухово Навлинского района, Новая Гримовня Брасовского района Брянской области были оккупированы немецкими захватчиками, однако сведений о том, что на территории данных сел немцами создавались места для принудительного содержания граждан, они не содержат.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что суду не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что по месту жительства истца в обозначенный ей период Второй мировой войны имелись места, относящиеся к местам принудительного содержания, нахождение в которых дает право на льготы, а также, что в годы Второй мировой войны истец содержалась в концлагерях, гетто или других местах принудительного содержания, в то время как содержание именно в указанных условиях является основанием для признания лица бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулировались Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992г. N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г.
В пункте 8 статьи 154 Федерального закона N122-ФЗ от 22 августа 2004 года определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999 года N20 утверждено "Разъяснение о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Разъяснение).
Согласно пункту 4 указанных Разъяснений, льготы предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам фашизма на основании удостоверения о праве на них. Удостоверение выдается органами социальной защиты населения по месту жительства бывшего несовершеннолетнего узника фашизма на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками.
В соответствии с пунктом 1 Разъяснений, Указ Президента РФ от 15.10.1992 года N 1235 распространяется на проживающих на территории РФ бывших несовершеннолетних граждан, которые в годы Второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территории Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 2 Разъяснений к "другим местам принудительного содержания" отнесены: а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие); б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; в) другие места, специально созданные фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны с целью принудительного содержания в них людей, аналогичные по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах.
К "другим местам принудительного содержания" не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР (пункт 3).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку факт содержания Андреевой А.А. в местах, специально созданных фашистами с целью принудительного содержания людей в условиях аналогичных условиям концлагерей, гетто или тюрем, в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N1235, Разъяснений о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999 года N20), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Андреевой А.А. сводятся к несогласию с оценкой, данной судами содержащимся в материалах дела доказательствам, однако данные доводы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции и в апелляционном определении им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не могут послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Володарского районного суда г.Брянска от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреевой Анны Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.