Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермь" Касимовой С.Н., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды "данные изъяты" N07-04-08/21-Ю от 25 января 2021 года, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды NАС/07-01-07 от 10 февраля 2021 года, решение судьи Дзержинского районного суда города Перми от 08 апреля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды "данные изъяты" N07-04-08/21-Ю от 25 января 2021 года, оставленным без изменения решением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды NАС/07-01-07 от 10 февраля 2021 года общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда города Перми от 08 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 16 июня 2021 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды "данные изъяты" от 25.01.2021 N 07-04-08/21-Ю изменено, суд исключил ссылку на Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451. В остальной части постановление государственного инспектора, а также решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" Касимова С.Н. выражает несогласие с указанными актами, просит об их отмене.
В установленный срок возражения на жалобу от Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для её удовлетворения не имеется.
В соответствии со ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что Западно-уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Управление Росприроднадзора) на основании обращения о загрязнении р. Арей нефтепродуктами в Куединском районе Пермского края на основании приказа от 09.12.2020 N1037-п и рейдового задания 10.12.2020 проведен рейдовый осмотр территории на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", в ходе которого установлено, что в 1 км на северо-запад от с. Аксаитово Татышлинского района в береговой полосе р. Арей, на правом и левом берегах, имеются следы проведения земляных работ в районе нефтепровода, эксплуатируемого ООО "ЛУКОЙ-Пермь", ЦДНГ-2 ЗКЛ 80/40 N22, 24, регистрационный номер ОПО "данные изъяты" (размещен на земельных участках N "данные изъяты"): на нефтепроводе имеются свежие следы сварочных работ, в береговой полосе имеются обломки льда с коричневым налетом и отчетливым запахом нефтепродуктов, площадь земельного участка, на котором проводились работы составила на левом берегу 1278 кв.м, на правом берегу - 839, 2 кв.м, на льду на реке имеются следы нефтепродуктов.
Факт не сообщения информации в государственный орган надзора и контроля об утечке нефти в ходе проведения юридическим лицом плановых работ по замене участка нефтепровода послужил основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства, подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти обоснованному к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия юридического лица верно квалифицированы по ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у общества не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
Утверждение заявителя об отсутствии события правонарушения является несостоятельным, поскольку факт разлива нефтесодержащей жидкости подтвержден материалами проверки. В связи с тем, что в районе обнаружения загрязнения компонентов окружающей среды отсутствуют месторождения нефти, разрабатываемые иными организациями, а также то, что источником загрязнения компонентов окружающей среды является нефтепровод, что подтверждается проведенными работами и следами загрязнения компонентов окружающей среды (водных объектов и почвы) расположенных в охранной зоне нефтепровода ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", доводы об отсутствии утечки нефти и загрязнения окружающей среды ввиду эксплуатации промыслового нефтепровода обществом, несостоятельны.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом правонарушения предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.
Под экологической информацией, по смыслу ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В ходе производства по делу установлен факт непредставления ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь" информации о разливе нефтесодержащей жидкости, о котором ему стало известно в период с 02.12.2020 по 08.12.2020.
В связи с этим приведенное в жалобе утверждение о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.
Обществу необходимо сообщать именно о факте разлива нефти, независимо от наступления вредных последствий, с целью осуществления контрольными уполномоченными органами за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.
Довод жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между разливом нефти и загрязнением окружающей среды не влечет удовлетворение жалобы, поскольку обществу вменяется факт несообщения о разливе нефтесодержащей жидкости, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, являлись предметом проверки двух судебных инстанций, были проверены в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления и решений, не установлено, неустранимые сомнения в виновности общества в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судей при принятии решений по настоящему делу, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьями не нарушен.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды "данные изъяты" N07-04-08/21-Ю от 25 января 2021 года, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды NАС/07-01-07 от 10 февраля 2021 года, решение судьи Дзержинского районного суда города Перми от 08 апреля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермь" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермь" Касимовой С.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.