Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" Кузнецова Д.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" (далее - ООО "Элемент-трейд") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступивший в законную силу судебный акт, защитник ООО "Элемент-трейд" Кузнецов Д.А. просит его отменить, считая незаконным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Наказание по данной статье влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей закона наделяются полномочиями, в том числе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Свердловской области "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" N05/02-2 от 10.04.2020 работодателям в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) осуществлять, помимо прочего, следующие мероприятия: проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники (п. 3.10); обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток (п. 3.11); применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (п. 3.12).
В соответствии с п. 2.8 Методических рекомендаций "МР 3.1/2.3.5.0173/8-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли. Методические рекомендации"), утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 апреля 2020 года, в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) помимо прочих, рекомендовано применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 10 марта 2020 года N02/3853-2020-27 "Рекомендации по профилактике повой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников", работодателям рекомендуется обеспечить применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности).
Согласно методическим рекомендациям 3.1.0170-20.3.1. "Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020, с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами для дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, в инструкции к которым указаны режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Рекомендуются средства из следующих химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0, 06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3, 0%).
При рассмотрении дела установлено, что 22.04.2020 в помещениях магазина "Монетка", расположенных по адресам: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Каспийская, д. 23, ул. Газетная, д. 95, ул. Космонавтов, д. 10, при осуществлении деятельности ООО "Элемент-Трейд", в магазинах не обеспечено наличие бактерицидных облучателей воздуха рециркуляционного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей, не обеспечено наличие пятидневного запаса дезинфицирующих средств, дезинфицирующие средства "Ника - хлор" приготовлены с нарушением технологии для обработки поверхностей (массовая доли активного хлора 0, 0584 % при величине допустимого уровня 0, 0276-0, 0324 %, - протокол лабораторных испытаний N9.10215 от 23 апреля 2020 года; массовая доли активного хлора в рабочем растворе 0, 0464 % при величине допустимого уровня 0, 056-0, 064 % - протокол лабораторных испытаний N9.10219 от 23 апреля 2020 года; массовая доля активного хлора 0, 0198 % при величине допустимого уровня 0, 0276-0, 0324 %, - протокол лабораторных испытаний N9.10216 от 23 апреля 2020 года). По результатам проведения санитарно-бактериологических исследований смывов с торгового оборудования в торговом зале магазина по ул. Газетная, д. 95, (витрина с рыбной продукцией) обнаружены бактерии группы кишечных палочек: БГКП (колиформы), при величине допустимого уровня "отсутствие" - протокол лабораторных испытаний N9.П.-5878 от 24 апреля 2020 года.
По данному факту в отношении ООО "Элемент-Трейд" 13.05.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив обстоятельства дела, мировой судья пришел к обоснованным выводам о наличии в действиях ООО "Элемент-Трейд" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Элемент-Трейд" данного административного правонарушения подтвержден совокупностью материалов дела. Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Элемент-Трейд" имело возможность для соблюдения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, но обществом не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.
Вопреки доводам жалобы оснований для переквалификации действий ООО "Элемент-Трейд" на ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается, вмененные заявителю нарушения связаны с нарушением им законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Установленный мировым судьей и по существу не оспариваемый ООО "Элемент-Трейд" факт того, что в помещениях не обеспечено наличие бактерицидных облучателей воздуха рециркуляционного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей, наличие пятидневного запаса дезинфицирующих средств, а также то, что дезинфицирующие средства приготовлены с нарушением технологии для обработки поверхностей, достаточен для квалификации деяний данного общества по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств своевременного принятия ООО "Элемент-Трейд" всех зависящих мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил не представлено.
Не свидетельствуют о неправильности выводов судебных инстанций о виновности ООО "Элемент-Трейд" в совершении административного правонарушения и ссылки заявителя в настоящей жалобе на то, что нормативные акты, на основании которых общество привлечено к административной ответственности, носят рекомендательный характер, поскольку основаны на неверном их толковании.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки мирового судьи, они не опровергают наличие в деянии заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом и им подписан.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки доводам жалобы сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены. С учетом даты совершения административного правонарушения 27.04.2020, постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижено в соответствии с положениями ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 12 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" Кузнецова Д.А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.