Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Абдрахмановой О.Р., действующей на основании доверенности в интересах администрации Кунашакского муниципального района на решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 13 июля 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 26 августа 2021 года, вынесенные в отношении администрации Кунашакского муниципального района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Челябинской области от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 13 июля 2021 года и решением судьи Челябинского областного суда от 26 августа 2021 года, администрация Кунашакского муниципального района (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Абдрахманова О.Р. просит отменить вышеуказанные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, ссылаясь на отсутствие вины должника в неисполнении судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что вступившим законную силу судебным актом на администрацию возложена обязанность предоставить "данные изъяты" по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 18 м?, расположенное на территории Кунашакского муниципального района за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебным приставом-исполнителем Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области 14 августа 2019 года возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты".
02 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации ввиду неисполнения последней требований неимущественного характера в установленный для добровольного исполнения срок.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Кунашакского РОСП УФССП России по Челябинской области от 09 сентября 2020 г. исполнительное производство передано для исполнения в другое (специализированное) подразделение службы судебных приставов.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области от 21 сентября 2020 года исполнительное производство принято к производству данным подразделением службы судебных приставов.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской от 21 января 2021 года администрации был назначен новый срока исполнения решения суда - до 05 марта 2021 года.
22 января 2021 года в адрес администрации Кунашакского муниципального района было направлено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда до 05 марта 2021 года.
Письмом Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района от 29 января 2021 г. N 126, адресованном должнику по исполнительному производству, ему предложно жилое помещение по адресу: с. Новобурино, ул. Комсомольская, д. 4а, кв. 1.
28 апреля 2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дела должностным лицом службы судебных приставов вынесено постановление от 21 мая 2021 г. о признании администрации виновной в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания, ввиду неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 21 января 2021 г. о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - до 05 марта 2021 г.
При рассмотрении дела должностное лицо, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу, что факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих вину администрации, мотивировав свои выводы тем, что администрация не представила доказательств принятия исчерпывающих и своевременных мер для исполнения судебного акта.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом службы судебных приставов и судебными инстанциями оставлено без внимания, что администрацией взыскателю во исполнение судебного акта было предложено жилое помещение в с. Новобурино Кунашакского муниципального района.
Сведений о том, что это помещение не отвечало установленным требованиям, материалы дела не содержат.
При этом в материалах дела имеется заявление "данные изъяты" об отказе от предоставленных жилых помещений (л.д.6) по причине того, что он желает получить квартиру в с. Кунашак или г. Челябинске.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отказ взыскателя от предоставленных жилых помещений по мотивам, не связанным с состоянием жилого помещения и степенью его благоустройства, оснований для бесспорного вывода о виновном противоправном бездействии администрации Кунашакского муниципального района по неисполнению требований исполнительного документа, не имеется.
Указанные обстоятельства в ходе производства по делу в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактически не исследованы, оценка им не дана.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности, установленной данной нормой, и решения судебных инстанций об оставлении этого постановления без изменения вынесены без учета указанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебные постановления подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
жалобу защитника Абдрахмановой О.Р, действующей на основании доверенности в интересах администрации Кунашакского муниципального района, удовлетворить.
Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Челябинской области от 21 мая 2021 года, решение судьи Кунашакского районного суда Челябинской области от 13 июля 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 26 августа 2021 года, вынесенные в отношении администрации Кунашакского муниципального района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Кунашакского муниципального района прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.