Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Корнеева Александра Юрьевича на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Казанского судебного района Тюменской области от 02 марта 2021 года, решение судьи Казанского районного суда Тюменской области от 14 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Корнеева Александра Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Казанского судебного района Тюменской области от 02 марта 2021 года (N 5-192/2021/1м), оставленным без изменения решением судьи Казанского районного суда Тюменской области от 14 апреля 2021 года (N 12-8/2021), Корнеев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией охотничьего огнестрельного оружия - модели ИЖ-58 МАЕ, калибра 16, N "данные изъяты"
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Корнеев А.Ю. просит об отмене постановления мирового судьи.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2021 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Проверка законности решения судьи районного суда по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, которым постановление оставлено без изменения, предполагает и проверку законности указанного решения.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 (далее - Правила).
Статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Как следует из материалов дела, 11 февраля 2021 года в 17 часов 20 минут было установлено что гр. Корнеев А.Ю. незаконно хранил у себя дома по адресу: "данные изъяты" принадлежащее ему огнестрельное гладкоствольное оружие модели ИЖ-58 МАЕ, калибра 16, N "данные изъяты" срок разрешения "данные изъяты" которого закончился 07 декабря 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, Корнеев А.Ю. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все сведения необходимые для разрешения данного дела.
Из протокола об административном правонарушении от 12 февраля 2021 года усматривается, что он составлен по адресу: "данные изъяты" Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 20.25, ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции Российской Федерации Корнееву А.Ю. разъяснены, что подтверждается его подписью; в графе "Объяснения, ходатайства, замечания лица, привлекаемого к административной ответственности" Корнеевым А.Ю. лично указано - с нарушением согласен, что также подтверждается его подписью (л.д. 2).
Указание в жалобе на то, что 12 марта 2021 года вечером приехал участковый инспектор полиции и вручил ему копию протокола об административном правонарушении, и указал где ему расписаться, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Корнеева А.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы протокол изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 11 февраля 2021 года был составлен в присутствии свидетелей: "данные изъяты", подписан Корнеевым А.Ю. без каких-либо замечаний и возражений. Указания на то, что протокол изъятия был составлен в отсутствие свидетелей, понятые были вписаны после составления протокола, материалы дела не содержат, в то время как копия протокола Корнееву А.Ю. была вручена, о чем имеется его подпись. Корнеев А.Ю. не был лишен возможности предоставить копию указанного протокола для обозрения в суд, в подтверждение своих доводов. Указание в протоколе об изъятии огнестрельного оружия и боеприпасов к нему на свидетелей, являющихся по сути понятыми, не является существенным недостатком протокола, влияющим на признание данного доказательства недопустимым по делу и влекущим отмену или изменение оспариваемых судебных актов.
Довод жалобы о том, что действия Корнеева А.Ю. подлежат переквалификации с ч. 6 на ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя в силу следующего.
Частью 6 ст. 20.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлена административная ответственность, в том числе за незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В силу приведенных выше положений ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" и п. 54 Правил хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации, в частности, огнестрельного гладкоствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
На основании изложенного, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что хранение огнестрельного гладкоствольного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что у Корнеева А.Ю. не было умысла на совершение административного правонарушения, не являются основанием для отмены судебных постановлений.
Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей. Таким образом, данное деяние характеризуется повышенной общественной опасностью, в связи с чем оснований для освобождения от ответственности судебные инстанции обоснованно не усмотрели.
Незаконное хранение оружия по истечении срока действия разрешения по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку нарушает правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении Корнеева А.Ю. к исполнению требований Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814.
Порядок и срок давности привлечения Корнеева А.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Корнееву А.Ю. в пределах санкции ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Казанского судебного района Тюменской области от 02 марта 2021 года, решение судьи Казанского районного суда Тюменской области от 14 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Корнеева Александра Юрьевича, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.