Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества работников "Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" Петелина А.Д. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "данные изъяты" от 11 мая 2021 года N 316-2021, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 июня 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 01 сентября 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества работников "Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "данные изъяты" от 11 мая 2021 года N 316-2021, оставленным без изменения решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 июня 2021 года и решением судьи Челябинского областного суда от 01 сентября 2021 года, акционерное общество работников "Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" (далее - АОр "НП "ЧРУ", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества просит об отмене постановления должностного лица, а также судебных решений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" к обязанностям пользователя недр помимо прочего относятся соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
В силу части 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Согласно пп. 11 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
Пунктом 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года N 94, проектирование и устройство наблюдательных скважин, производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющееся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод;
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и соблюдения законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технического проекта, планов или схем развития горных работ и иной документации в процессе всех видов пользования недрами.
Как следует из статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 5 ст. 18 Водного кодекса Российской Федерации зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Из положений статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Условиями пользования недрами предусмотрено, что пользователь недр обязан соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, связанных с пользованием недр. Соблюдать требование технического проекта и технической документации, предотвращать загрязнение недр при проведении всех видов работ, недопущение загрязнения недр при добыче подземных вод и сбросов сточных вод, а также недопущение размещение отходов производства и потребления в границах предоставленного горного отвода.
Неприятие недропользователем мер к охране подземных вод создает угрозу их загрязнения подземных водных ресурсов на территории указанного района.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АОр "НП "ЧРУ" осуществлялось пользование недрами месторождения Бугристое на основании Лицензии "данные изъяты" на право пользования недрами от 07 марта 2006 года. Предприятием разработан и утвержден Проект водозабора участка Бугристого. Проект водозабора составлен для проведения разработки Бугристого месторождения подземных вод и содержит мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а так же ликвидации последствий указанных процессов.
Лицензия "данные изъяты" от 07 марта 2006 года, на основании которой был разработан водозаборный проект, аннулирована, по причине отказа владельца от лицензии и прекратила свое действие 18 июня 2013 года.
Новая лицензия на пользование недрами "данные изъяты" предоставлена АОр "НП ЧРУ" с целью добычи подземных вод водозаборными скважинами N 2892-75, N 4735-81, N 6121-89 на Бугристом месторождении для технологического водоснабжения предприятия. Срок действия лицензии с 03 июля 2013 года до 01 января 2030 года. Лицензионный участок предоставлен в пользование в виде двух участков недр со статусом горного отвода с уточненными границами общей площадью 2, 43 га, с угловыми точками 1-4 и 1-4, 1, максимальной глубиной 100, 0 м от поверхности земли.
По результатам плановой выездной проверки, установлено, что в ходе осмотра территории, принадлежащей АОр "НП "ЧРУ", выявлено нарушение на промышленной площадке - участок Бугристый, где располагаются водозаборные скважины N 2892-75, N 4735-81, N 6121-89, которое заключается в том, что территория первого пояса зоны санитарной охраны располагается на расстоянии 50 м, частично ограждена забором, что согласно санитарно-эпидемиологического заключения N К-3/20-801 от 26 марта 2001 года, является нарушением мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов. Также на территории находится старое нерабочее железное оборудование, нахождение которого не допустимо на участке размещения водозаборных скважин.
В связи с указанными обстоятельствами юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АОр "НП "ЧРУ" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания протокола об административном правонарушении полученным с нарушением требований закона, не имеется, требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он отвечает. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем извещении.
Доводы жалобы о том, что оборудование не относится к отходам производства и потребления, требования СанПиН 2.1.4.1110-02 не могут быть применены, поскольку на водозаборные скважины не распространяются, были предметом рассмотрения судей районного и областного судов, обосновано отклонены по изложенным в решениях мотивам, оснований не согласиться с которыми не имеется.
При рассмотрении дела требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "данные изъяты" от 11 мая 2021 года N 316-2021, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 июня 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 01 сентября 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества работников "Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора акционерного общества работников "Народное предприятие "Челябинское рудоуправление" Петелина А.Д. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.