Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу законного представителя администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области Ионова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Тюменского судебного района Тюменской области от 24 июня 2021 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 27 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Тюменского судебного района Тюменской области от 24 июня 2021 года (N 5-364-2021/6м) администрация Кулаковского муниципального образования Тюменской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 27 августа 2021 года (N 12-297/2021) постановление мирового судьи изменено, снижен размер административного штрафа до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Кулаковского муниципального образования, выражает несогласие с указанными выше решениями, просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 24 ноября 2021 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, помимо прочего, обязаны: систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 13 сентября 2019 года по результатам проверки администрации Кулаковского муниципального образования государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора выдано предписание N 463-П/24, в котором указано на необходимость устранения в срок до 01 июня 2020 года нарушений требований законодательства в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе, требований ст. 7-10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 года N 1303, Приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 года N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства строительства РФ от 29 декабря 1995 года N 17-139, которые выразились в следующем: не представлен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации гидротехнических сооружений; отсутствует утвержденная декларация, критерии безопасности, разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения; не определена необходимость разработки декларации безопасности ГТС; отсутствуют состав и профессиональная подготовка сотрудников, ответственных за эксплуатацию ГТС, документы, подтверждающие повышение их квалификации, проверку знаний, аттестацию в сфере безопасности ГТС; не представлены правила по эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами надзора в области безопасности ГТС; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений не осуществляется; отсутствуют документы по систематическому контролю за
состоянием ГТС, проект (инструкция) мониторинга безопасности гидротехнических сооружений; отсутствует регистрация ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений; гидротехническое сооружение нуждается в ремонте; отсутствуют документы (заявки) на необходимость проведения ремонта ГТС.
31 октября 2019 года по результатам проверки администрации Кулаковского муниципального образования государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнадзора выдано предписание N 718-П/31, в котором указано на необходимость устранения в срок до 01 июня 2020 года нарушений требований законодательства в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе, требований ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п. 3.1.43.3.2, 3.10.1.8, 3.8.2 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений", утвержденных Минсельхозпродом России 26 мая 1998 года, которые выразились в следующем: в нижнем бьефе поврежден выпуск водосброса (ГТС пруда на реке Таловка, Тюменская область, Тюменский район, село Луговое); донный водовыпуск не исправен, отсутствует задвижка, допущена коррозия выпускной трубы (ГТС пруда на реке Таловка, Тюменская область, Тюменский район, село Луговое); не обеспечен равномерный пропуск расходов воды паводкового водосброса по всей ширине сбросного фронта, возможно образование сбойного течения в нижнем бьефе (отсутствует гаситель энергии водного потока, рисберма), вследствие чего возможен подмыв сухого откоса и берегов (ГТС пруда на реке Таловка, Тюменская область, Тюменский район, село Луговое); отводящий канал паводкового водосброса зарос древесно-кустарниковой растительностью, требуется расчистка канала от заиливания (ГТС пруда на реке Панова, Тюменская область, Тюменский район, село Кулаково); на плитах крепления верхового откоса в зоне переменного уровня имеются участки с разрешением защитного слоя бетонной поверхности с оголением рабочей арматуры, нарушены целостность межплиточных швов, допущен размыв земляных элементов откоса (ГТС пруда на реке Панова, Тюменская область, Тюменский район, село Кулаково); отсутствует крышка колодца донного водовыпуска,
колодец залит водой, требуется проведение ремонтных работ задвижки (чистка, смазка, проверка состояния набивки сальника, проверка готовности к открытию без затруднений после длительного пребывания в закрытом положении (ГТС пруда на реке Панова, Тюменская область, Тюменский район, село Кулаково); смотровой мостик ледозащитного сооружения поврежден, отсутствует настил смотрового мостика ледозащитного сооружения, частично отсутствует ограждение смотрового мостика, ограждение не обеспечивает безопасное пребывание людей на мостике (ГТС пруда на реке Панова, Тюменская область, Тюменский район, село Кулаково).
На основании приказов N ПР-322-198-о от 22 апреля 2021 года, N ПР-322-207-о от 28 апреля 2021 года, N ПР-322-199-о от 22 апреля 2021 года, N ПР-322-206-о от 28 апреля 2021 года государственным инспектором отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского Управления Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Кулаковского муниципального образования с целью установления выполнения ранее выданных предписаний N 718-П/31 от 31 октября 2019 года, N 463-П/24 от 13 сентября 2019 года, по результатам которой выявлен факт неисполнения администрацией ранее выданных предписаний, что зафиксировано в актах проверки от 03 июня 2021 года N ПР-322-198-о-А, N ПР-322-199-о-А.
Таким образом, бездействие администрации Кулаковского муниципального образования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются совокупностью представленных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, которым судьями дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований для оценки выданных предписаний как незаконных либо неисполнимых по доводам жалобы не усматривается. Выданные предписания содержат указания на конкретные нарушения требований, а также четкие требования, необходимые для исполнения, обоснованные нормами действующего законодательства; предписаниями установлены сроки, достаточные для их выполнения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела не представлено объективных сведений о том, что администрацией были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для устранения выявленных нарушений и выполнения предписаний. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного для устранения выявленных нарушений, исполнить предписания было невозможно по объективным причинам, юридическим лицом также не представлено и в материалах дела не имеется.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении администрации Кулаковского муниципального образования. При составлении протокола об административном правонарушении принимал участие представитель администрации Кулаковского муниципального образования. Копия протокола об административном правонарушении направлена вручена в установленном порядке.
Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие представитель юридического лица, который не был ограничен в возможности реализации процессуальных прав.
При назначении административного наказания юридическому лицу требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых решений, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Тюменского судебного района Тюменской области от 24 июня 2021 года, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 27 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области оставить без изменения, жалобу ее законного представителя - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.