Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу защитника администрации Александровского муниципального округа Шишаковой Т.А. на постановление главного государственного инспектора Губахинского и Кизеловского городских округов, Александровского муниципального округа по пожарному надзору N 71 от 06 июля 2021 года, решение судьи Александровского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Александровского муниципального округа,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Губахинского и Кизеловского городских округов, Александровского муниципального округа по пожарному надзору N 71 от 06 июля 2021 года администрация Александровского муниципального округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 155 000 рублей.
Решением судьи Александровского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года указанное постановление изменено путем исключения из описательно-мотивировочной части указания на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, размер назначенного административного штрафа снижен до 75 000 рублей; в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе на постановление должностного лица, судебный акт защитник администрации Шишакова Т.А. просит их отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.
Изучив имеющиеся материалы и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы (пункт 67 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, 17 мая 2021 года в 21.24 по адресу: Пермский край, пос. Яйва, ул. Галкинская произошло возгорание сухой травы на открытой территории населенного пункта вдоль автодороги вследствие неисполнения администрацией Александровского муниципального округа требований пожарной безопасности, установленных пунктом 67 Правил противопожарного режима.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Александровского муниципального округа должностным лицом к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судье городского суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья городского суда сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица и судьи, не имеется.
В силу статьи 38 Федерального законаN 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения муниципального округа.
Согласно статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
С учетом приведенных норм довод о том, что администрация не может являться субъектом вмененного административного правонарушения, судьей городского суда обоснованно отклонен с приведением исчерпывающих оснований в состоявшемся по делу решении.
Довод жалобы о том, что все факты возгорания сухой растительности за период с 19 апреля по 17 мая 2021 года должны квалифицироваться как одно нарушение, а не как самостоятельные нарушения, основан на неверном толковании норм права.
Бездействие администрации в данном конкретном случае образует самостоятельный состав административного правонарушения, поскольку выявление и пресечение правонарушения по факту одного пожара не исключает в дальнейшем противоправное бездействие лица по выполнению требований пожарной безопасности.
Таким образом, действия администрации Александровского муниципального округа правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы администрации Александровского муниципального района на постановление должностного лица судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
С учетом конкретных обстоятельств дела судьей городского суда наказание индивидуализировано и назначено в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
В ходе рассмотрения дела право администрации Александровского муниципального района на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление главного государственного инспектора Губахинского и Кизеловского городских округов, Александровского муниципального округа по пожарному надзору N 71 от 06 июля 2021 года, решение судьи Александровского городского суда Пермского края от 20 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Александровского муниципального округа оставить без изменения, жалобу защитника Шишаковой Т.А. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.