Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника МУП "Пермгорэлектротранс" Бевха В.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми от 02 июля 2021 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда города Перми от 19 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП "Пермгорэлектротранс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми от 02 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 19 августа 2021 года, МУП "Пермгорэлектротранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник МУП "Пермгорэлектротранс" Бевх В.П. просит их отменить, считая незаконными, прекратить производство по делу.
Изучение содержания судебных актов по делу и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В силу п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии включаются следующие сведения: 1) наименование лицензирующего органа; 2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении медицинских осмотров. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Требований к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые, предсменные, послесменные).
Как усматривается из материалов дела, МУП "Пермгорэлектротранс" осуществляет медицинскую деятельность на основании предоставленной лицензии N "данные изъяты" от 22 сентября 2017 года.
Согласно Приложения N 1 к лицензии, МУП "Пермгорэлектротранс" вправе осуществлять медицинскую деятельность - оказание первичной, в том числе, доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, по следующим адресам:
- г.Пермь, ул.Куйбышева, 115, здравпункт троллейбусное депо;
- г.Пермь ул.9 Мая, 30, здравпункт троллейбусное депо N 2 Отделение Балатово;
- г.Пермь, ул.Трамвайная, 3, здравпункт троллейбусное депо N 2 Отделение Красный октябрь;
- г.Пермь, ул.Ижевская, 25, здравпункт автотранспортного участка.
В ходе проведенной на основании решения заместителя прокурора города Перми Бабкина А.В. в период с 08 апреля 2021 года по 06 мая 2021 года проверки установлено, что МУП "Пермгорэлектротранс" осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли, а именно, проводит медицинские осмотры водителей (предрейсовые, послерейсовые) по адресам: г.Пермь, ул.Чердынская, 27, г.Пермь, шоссе Космонавтов, 303а, г.Пермь, ул.Ленина, 89а, г.Пермь, ул. Уральская, 116, которые не указаны в лицензии N "данные изъяты" от 22 сентября 2017 года.
Таким образом, МУП "Пермгорэлектротранс" осуществляется медицинская деятельность по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) работников предприятия (водителей) с нарушением условий лицензии, санитарно-эпидемиологическое заключение на указанные адреса отсутствуют.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 26 апреля 2021 года.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора г.Перми Бабкиной А.В 26 мая 2021 года в отношении МУП "Пермгорэлектротранс" постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние МУП "Пермгорэлектротранс", допустившего при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, описанные выше нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), обоснованно квалифицировано по ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приводимые защитником в рассматриваемой жалобе доводы о том, что принятое прокуратурой города Перми решение об осуществлении административного преследования юридического лица является неправомерным, о необходимости квалификации действий учреждения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, а также мировым судьей не в полной мере учтены смягчающие обстоятельства, позволяющие снизить размер административного штрафа, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях МУП "Пермгорэлектротранс" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 28 КоАП РФ прокурору предоставляется право возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Это положение закреплено в ст. ст. 22 и 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, обращение "данные изъяты" было направлено руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю в адрес прокуратуры Пермского края для принятия мер в рамках полномочий, что свидетельствует об отсутствии нарушении и наличии оснований у прокуратуры для проведения проверки, а соответственно и возбуждения дела об административном правонарушении в связи с установленными обстоятельствами.
Доводы защитника о неверной квалификации действий и необходимости их переквалификации на ч.3 ст.14.1 КоАП РФ обоснованно были отклонены судьями нижестоящих инстанций.
Судьями верно учтено, что несмотря на то, что МУП "Пермгорэлектротранс" является коммерческой организацией, согласно Устава целью создания предприятия является: организация и осуществление постоянных перевозок пассажиров городским электрическим и автомобильным транспортом при обеспечении безопасности движения, рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов и получении прибыли. Целью и предметом деятельности является, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (трамваев, троллейбусов и автобусов). Однако, осуществляемая предприятием медицинская деятельность по проведению осмотров производится только в отношении работников предприятия, данный вид деятельности не может являться предпринимательской деятельностью, поскольку прибыли из нее не извлекается, что свидетельствует о невозможности ее квалификации по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии со ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, в пределах полномочий.
Постановление о привлечении МУП "Пермгорэлектротранс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено МУП "Пермгорэлектротранс" в пределах санкции ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Судьей районного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка всем доводам жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, не допущено, нормы материального права применены правильно. При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми от 02 июля 2021 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда города Перми от 19 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП "Пермгорэлектротранс", оставить без изменения, жалобу защитника МУП "Пермгорэлектротранс" Бевха В.П. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.