Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Дегтярева А.Ф, судей Гагариной Л.В, Мухаметова Р.Ф, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лысовым И.М, с участием прокурора Кузьминой О.В, осужденного Вахранева В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Вахранева В.Г. о пересмотре приговора Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 4 декабря 2017 года, которым
Вахранев Виталий Геннадьевич, родившийся "данные изъяты", несудимый, осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ (6 преступлений, в отношении "данные изъяты" к 3 годам лишения свободы за каждое;
ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ) (по преступлению в отношении "данные изъяты" к 3 годам лишения свободы;
ч. 4 ст. 159 УК РФ (по преступлению в отношении "данные изъяты" к 2 годам лишения свободы;
ч. 3 ст. 159 УК РФ (по преступлению в отношении "данные изъяты" к 1 году 6 месяцам лишения свободы;
ч. 4 ст. 159 УК РФ (4 преступления, в отношении "данные изъяты" к 2 годам 6 месяцам лишения свободы за каждое;
в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока наказания со дня провозглашения приговора и зачетом в срок наказания времени нахождения Вахранева В.Г. под стражей и под домашним арестом с 17 августа 2016 года по 3 декабря 2017 года на основании ч. 3 ст. 72 УК РФ, солидарно с Вахранева В.Г. взыскано возмещение материального ущерба в пользу "данные изъяты" 2 780 000 рублей, "данные изъяты" - 1 087 000 рублей, "данные изъяты" - 400 000 рублей, "данные изъяты" - 542 000 рублей, а также в пользу "данные изъяты" расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, за "данные изъяты" признано право на удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба, вопрос о размере возмещения передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, отменен арест, наложенный постановлением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 29 июня 2017 года на жилой жом и земельный участок, расположенные по адресу: "данные изъяты"
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу 15 декабря 2017 года.
Постановлением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 декабря 2017 года устранена техническая ошибка, допущенная в резолютивной части приговора, абзац 15 резолютивной части изложен в следующей редакции: "Взыскать с Вахранева Виталия Геннадьевича в пользу "данные изъяты" в счет возмещения причиненного материального ущерба 1 420 000 рублей".
Постановлением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 27 сентября 2018 года в порядке, предусмотренном ст. 10 УК РФ, ст.ст. 396, 397 УПК РФ, приговор изменен: на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) время содержания Вахранева В.Г. под стражей в период с 17 августа 2016 года по 15 февраля 2017 года и с 4 по 15 декабря 2017 года зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом положений ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Вахранев В.Г. освобожден из мест лишения свободы 8 мая 2020 года по отбытии наказания.
Заслушав доклад судьи Гагариной Л.В, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание обжалуемого приговора, доводы кассационной жалобы, выступление осужденного Вахранева В.Г, поддержавшего кассационную жалобу, мнение прокурора Кузьминой О.В. об отмене приговора с направлением дела на новое судебное рассмотрение, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вахранев В.Г. признан виновным в 13 мошенничествах, то есть приобретении права на чужое имущество путем обмана:
организованной группой, в особо крупном размере, повлекшем лишение права гражданина на жилое помещение в период с начала ноября по 28 ноября 2013 года в отношении "данные изъяты" "данные изъяты" с середины января по 2 февраля 2015 года в отношении "данные изъяты" с сентября по 6 октября 2015 года в отношении "данные изъяты" с конца ноября по 9 декабря 2015 года в отношении "данные изъяты" с января по 7 февраля 2013 года в отношении "данные изъяты"
группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере в период с 26 сентября 2011 года по 14 сентября 2012 года в отношении "данные изъяты" с начала февраля по 25 февраля 2012 года в отношении "данные изъяты"
группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере в период с начала апреля по 7 апреля 2012 года в отношении "данные изъяты"
организованной группой, в крупном размере, повлекшем лишение права гражданина на жилое помещение, в период с начала мая 2012 года по 20 августа 2013 года в отношении "данные изъяты"
группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, повлекшем лишение права гражданина на жилое помещение, в период с начала декабря по 21 декабря 2015 года в отношении "данные изъяты"
группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, повлекшем лишение права гражданина на жилое помещение, в период с начала июня по 25 июня 2015 года в отношении "данные изъяты" с начала января по 22 января 2016 года в отношении "данные изъяты"
в крупном размере, повлекшем лишение права гражданина на жилое помещение, в период с марта по 6 апреля 2015года в отношении "данные изъяты"
Уголовное дело рассмотрено в особом порядке, предусмотренном главой 40.1 УПК РФ, в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве.
В кассационной жалобе осужденный Вахранев В.Г. полагает, что по преступлениям в отношении "данные изъяты" суд вышел за рамки предъявленного ему обвинения, квалифицировав действия по признаку совершения преступления в составе организованной группы, который ему не инкриминировался. Кроме того, обращает внимание, что уголовная ответственность за мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, введен в действие после совершения им преступления в отношении "данные изъяты" в связи с чем ссылка на этот квалифицирующий признак подлежит исключению из приговора. С учетом изложенного ставит вопрос об изменении приговора, исключении из осуждения названных выше квалифицирующих признаков и смягчении назначенного наказания.
Изучив материалы уголовного дела и проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия, при которых допускается применение особого порядка принятия судебного решения, и процедура рассмотрения уголовного дела в таком порядке, судом соблюдены.
Действиям осужденного по преступлениям, совершенным в отношении потерпевших "данные изъяты" дана правильная юридическая оценка.
Наказание за данные преступления назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60, ч. 2 ст. 62 УК РФ, при его назначении суд учел все юридически значимые обстоятельства, влияющие на вид и размер наказания, привел убедительные мотивы, по которым не усмотрел оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст.ст. 64, 73, 53.1 УК РФ, обосновал необходимость назначения лишения свободы и невозможность исправления осужденного без реального отбывания наказания.
Обстоятельств, подлежащих признанию смягчающими наказание на основании ч. 1 ст. 61 УК РФ, однако не принятых во внимание судом, не имеется.
По своему виду и размеру назначенное за указанные преступления наказание соответствует характеру, степени общественной опасности содеянного и личности виновного, поэтому является справедливым.
Вид исправительного учреждения для отбывания лишения свободы назначен правильно.
Вместе с тем приговор подлежит изменению на основании ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ в связи с существенными нарушениями уголовного и уголовно-процессуального закона.
Согласно ст. 297 УПК РФ, приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он вынесен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 16 мая 2007 года N 6-П, судебное решение, если существенно значимые обстоятельства события, являющегося предметом исследования по уголовному делу, отражены в нем неверно, не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено независимо от того, что послужило причиной его неправосудности.
Согласно изложенной в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся проверки конституционности положений ст. 90 УПК РФ, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Приговор в отношении Вахранева В.Г. постановлен в особом порядке, без исследования в общем порядке доказательств, в связи с заключением с обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве.
Совершенные Вахраневым В.Г. в отношении потерпевших "данные изъяты" преступления квалифицированы судом по ч. 4 ст. 159 УК РФ, как совершенные организованной группой и повлекшие лишение права гражданина на жилое помещение.
Вместе с тем из описания преступлений, признанных судом доказанными, следует, что все преступления в период с февраля 2012 года по 22 января 2016 года совершены Вахраневым В.Г. не в составе организованной группы, а в соучастии с лицом-8, которым по материалам уголовного дела является "данные изъяты"
18 июля 2018 года Ленинским районным судом г. Нижний Тагил Свердловской области в отношении "данные изъяты" рассмотрено уголовное дело в общем порядке судебного разбирательства, с исследованием доказательств и постановлен обвинительный приговор, которым действия "данные изъяты" по преступлениям в отношении "данные изъяты" квалифицированы как совершенные группой лиц по предварительному сговору, кроме того по преступлению в отношении "данные изъяты" исключен квалифицирующий признак преступления "повлекшего лишение права гражданина на жилое помещение". Из описательно-мотивировочной части приговора следует, что данные преступления "данные изъяты" совершены в соучастии с Вахраневым В.Г.
Таким образом, в двух судебных решениях (приговоре в отношении Вахранева В.Г. и приговоре в отношении "данные изъяты" содержатся противоположные выводы относительно формы соучастия при совершении одних и тех же преступлений, с участием одних и тех же лиц, и квалификации содеянного.
Поскольку по итогам исследования и оценки доказательств по уголовному делу в отношении "данные изъяты" установлено, что приобретение права на имущество "данные изъяты" совершено группой лиц по предварительному сговору, кроме того действия "данные изъяты" по преступлению в отношении "данные изъяты" квалифицированы без квалифицирующего признака преступления "повлекшего лишение права гражданина на жилое помещение", и учитывая установленные при описании преступлений обстоятельства их совершения в приговоре в отношении Вахранева В.Г, действия последнего по данным преступлениям не могут быть квалифицированы по признаку совершения организованной группой, а по преступлению в отношении "данные изъяты" кроме того как повлекшего лишение права гражданина на жилое помещение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что из осуждения Вахранева В.Г. по преступлениям в отношении "данные изъяты" подлежит исключению квалифицирующий признак совершения преступлений организованной группой, по преступлению в отношении "данные изъяты" кроме того, квалифицирующий признак "повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение". В связи с этим его действия по преступлению в отношении "данные изъяты" подлежат переквалификации с ч. 4 ст. 159 УК РФ на ч. 3 ст. 159 УК РФ как мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере; по преступлению в отношении "данные изъяты" подлежат квалификации по ч. 4 ст. 159 УК РФ как мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение.
При назначении Вахраневу В.Г. наказаний по ч. 4 ст. 159 УК РФ (преступление в отношении "данные изъяты" ч. 3 ст. 159 УК РФ (преступление в отношении "данные изъяты" и по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ судебная коллегия учитывает положения ст.ст. 6, 43, 60, ч. 2 ст. 62 УК РФ, регламентирующие общие начала назначения наказания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, установленные судом фактические обстоятельства преступлений, установленные судом смягчающие наказание обстоятельства, данные о личности осужденного, с учетом которых приходит к выводу о необходимости назначения лишения свободы. При этом с учетом характера и степени общественной опасности преступлений в отношении "данные изъяты" не усматривает обстоятельств, позволяющих применить положения ч. 6 ст. 15, ст. 64 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.13, 401.15, 401.16, п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 4 декабря 2017 года (с учетом постановлений Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 декабря 2017 года, Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 27 сентября 2018 года) в отношении Вахранева Виталия Геннадьевича изменить:
по преступлению, совершенному в отношении потерпевшего "данные изъяты" действия Вахранева В.Г. переквалифицировать с ч. 4 ст. 159 УК РФ на ч. 3 ст. 159 УК РФ, по которой назначить 1 год 6 месяцев лишения свободы, по преступлению в отношении потерпевшей "данные изъяты" исключить из осуждения Вахранева В.Г. по ч. 4 ст. 159 УК РФ квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой, его действия по данному преступлению квалифицировать по ч. 4 ст. 159 УК РФ как мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество, совершенное в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, и назначить за данное преступление 2 года 6 месяцев лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности 11 преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ, и 2 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить лишение свободы на срок 3 года 8 месяцев.
Считать Вахранева В.Г. освобожденным по приговору Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 4 декабря 2017 года (с учетом постановлений Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 18 декабря 2017 года, Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 27 сентября 2018 года) 8 января 2020 года по отбытии наказания.
В остальной части этот же приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.