Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего - судьи Дегтярева А.Ф, судей Галимовой Н.Р. и Янковской О.Н.
при секретаре Юсуповой М.Д, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Шевниной Т.Ш, защитника - адвоката Никитиной Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Челябинской области Саломатова Е.Н. на приговор Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2020 года в отношении
Закирова Вадима Булатовича, родившегося "данные изъяты", гражданина "данные изъяты", судимого:
-24 мая 2006 года Ленинским районным судом г. Челябинска (с учетом изменений, внесенных кассационным определением Челябинского областного суда от 15 августа 2006 года и постановлением Копейского городского суда от 25 августа 2008 года) по ч. 3 ст. 30 - п. "б" ч. 2 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 2 месяцам лишения свободы, освобожденного 03 августа 2012 года условно-досрочно на 10 месяцев 17 дней;
-08 октября 2015 года этим же судом по п. "з" ч. 2 ст. 111, п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 1 месяцу лишения свободы, освобожденного 10 октября 2017 года условно-досрочно на 10 месяцев 11 дней;
-17 января 2020 года мировым судьей судебного участка N 9 Центрального района г. Челябинска по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года;
-02 марта 2020 года Курчатовским районным судом г. Челябинска по п.п. "б, в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы;
-21 октября 2020 года Калининским районным судом г. Челябинска по п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 02 марта 2020 года) к 2 годам 1 месяцу лишения свободы, осужденного по п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 02 марта 2020 года окончательно назначено лишение свободы на срок 2 года 2 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Приговор от 17 января 2020 года постановлено исполнять самостоятельно.
Избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до дня вступления приговора в законную силу, с которого исчислен срок наказания с зачетом в него в соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ времени содержания под стражей с 11 ноября 2020 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжалован, вступил в законную силу 24 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Галимовой Н.Р, выступления прокурора Шевниной Т.Ш, поддержавшей доводы кассационного представления, адвоката Никитиной Л.А, предлагавшей приговор изменить, судебная коллегия
установила:
Закиров В.Б. осужден за совершение кражи, то есть тайного хищения имущества потерпевшей "данные изъяты" совершенного с незаконным проникновением в иное хранилище.
Преступление совершено 10 января 2020 года на территории г. Челябинска при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Челябинской области Саломатов Е.Н. ставит вопрос об изменении приговора в части исключения указания на назначение наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ. В обоснование доводов указывает, что разрешая вопрос о назначении окончательного наказания в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору от 02 марта 2020 года, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что на момент вынесения оспариваемого приговора, наказание по приговору от 02 марта 2020 года было учтено при назначении окончательного наказания по приговору Калининского районного суда г. Челябинска от 21 октября 2020 года, которое в настоящее время не отбыто.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Обвинительный приговор в отношении осужденного Закирова В.Б. постановлен в соответствии с главой 40 УПК РФ по ходатайству осужденного с учетом согласия сторон.
Виновность Закирова В.Б. в совершении преступления и фактические обстоятельства содеянного никем не оспариваются. Не оспаривается судебное решение и по основанию несоблюдения судом процедуры рассмотрения уголовного дела, таких нарушений по делу не установлено.
Требования уголовно-процессуального закона при заявлении подсудимым ходатайства, рассмотрении дела и постановлении приговора в особом порядке судебного разбирательства судом первой инстанции соблюдены.
Из материалов дела следует, что Закиров В.Б. заявил указанное ходатайство в порядке, установленном законом, при выполнении требований ст. 217 УПК РФ после ознакомления с материалами уголовного дела в полном объеме и консультации с защитником.
Согласно протоколу судебного заседания Закиров В.Б. в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 316 УПК РФ подтвердил согласие с предъявленным ему обвинением, поддержал ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, указал о добровольности заявления ходатайства и наличии консультации защитника об основаниях и последствиях рассмотрения дела в особом порядке.
Государственный обвинитель, потерпевшая, ее представитель, защитник осужденного не возражали против рассмотрения дела в особом порядке.
Установив, что обвинение, с которым согласился Закиров В.Б, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, суд постановилобвинительный приговор, признав его виновным в инкриминируемом деянии.
Действия Закирова В.Б. правильно квалифицированы по п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ. Оснований для иной юридической оценки действий не имеется.
Согласно ст.ст. 6, 60 УК РФ и ч. 2 ст. 6 УПК РФ лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 УК РФ, более строгое наказание может быть назначено по совокупности преступлений и по совокупности приговоров в соответствии с требованиями ст.ст. 69 и 70 УК РФ. Нарушение этих норм закона свидетельствует о несправедливости назначенного наказания, а, следовательно, о существенности нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела.
Как установлено из представленных материалов, при постановлении оспариваемого приговора судом разрешен вопрос о назначении Закирову В.Б. итогового наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору Курчатовского районного суда г. Челябинска от 02 марта 2020 года.
Вместе с тем, наказание по приговору от 02 марта 2020 года было учтено при назначении окончательного наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ по приговору Калининского районного суда г. Челябинска от 21 октября 2020 года, которое в настоящее время не отбыто.
Данное нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела, влекущим изменение приговора.
В остальной части наказание Закирову В.Б. в виде лишения свободы назначено в соответствии со ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом и в пределах ч. 5 ст. 69, ч. 2 ст. 68 УК РФ, характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, данных о личности виновного, наличия совокупности смягчающих и отягчающего обстоятельства, а также влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Каких-либо иных обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, достоверные сведения о которых имеются в материалах дела, но не учтенных судом, не установлено.
Отягчающим обстоятельством в соответствии со ст. 63 УК РФ правильно признан рецидив преступлений, что исключило возможность применения ч. 6 ст. 15, ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного Закировым В.Б, предусматривающих смягчение наказания с применением положений ст. 64 УК РФ, а также оснований для применения ч. 3 ст. 68, ст.ст. 53.1, 73 УК РФ суд не усмотрел. Выводы в этой части мотивированы, с ними следует согласиться.
Таким образом, назначенное осужденному Закирову В.Б. наказание нельзя признать чрезмерно суровым и несправедливым, оно полностью отвечает целям его исправления, предупреждения совершения им новых преступлений, восстановлению социальной справедливости и смягчению не подлежит.
Вид исправительного учреждения, в котором Закирову В.Б. надлежит отбывать наказание, - исправительная колония строгого режима, назначен на основании п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ верно.
Руководствуясь ст.ст. 401.13-401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2020 года в отношении Закирова Вадима Булатовича изменить, исключить указание на назначение окончательного наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ.
Считать Закирова Вадима Булатовича осужденным по п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части этот же приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.