Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пудовкиной Я.С, судей Хваткова Г.О. и Осадчего С.В, при секретаре Копаневой У.П, с участием:
осужденного Кузина А.В. и его защитника - адвоката Никитиной О.С, прокурора Кротова А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кузина А.В. о пересмотре приговора Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 03 августа 2020 года, которым
Кузин Александр Владимирович, родившийся "данные изъяты" несудимый, осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу. В срок наказания зачтено время содержания Кузина А.В. под стражей с 06 апреля 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
С Кузина А.В. в пользу "данные изъяты" взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался и вступил в законную силу.
Заслушав доклад судьи Хваткова Г.О, выступления осужденного Кузина А.В. и адвоката Никитиной О.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Кротова А.В, просившего судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приговором суда Кузин А.В. признан виновным и осужден за совершение убийства "данные изъяты"
Преступление совершено 04 апреля 2020 года в Нижнетавдинском районе Тюменской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Кузин А.В. выражает несогласие с приговором в части взыскания компенсации морального вреда, полагая, что сумма в 1 000 000 рублей является чрезмерно завышенной. Отмечает, что родственники погибшей являются состоятельными людьми, в связи с чем, с учетом его возраста и состояния здоровья, просит уменьшить размер компенсации морального вреда до 500 000 рублей.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Нижнетавдинского района Тюменской области Субботин И.Ю. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений прокурора, заслушав выступления сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вина Кузина А.В. в совершении убийства "данные изъяты" при установленных судом обстоятельствах, подтверждена совокупностью достоверных и допустимых доказательств, которым в приговоре дана надлежащая оценка.
Такими доказательствами, в частности, обоснованно признаны показания, данные Кузиным А.В, о том, как он во время ссоры, с целью убийства, нанес потерпевшей удары руками, скалкой и ножом. Свои показания об обстоятельствах совершенного преступления Кузин А.В. воспроизвел при их проверке на месте (т. 2, л.д. 119-130).
Показания осужденного Кузина А.В. согласуются с показаниями свидетеля "данные изъяты" о том, как он слышал крики потерпевшей "данные изъяты" доносившиеся из садового домика, откуда впоследствии вышел Кузин А.В. и признался в совершении преступления.
Вина Кузина С.В. также подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы (т. 1, л.д. 93-116), установившей, что смерть "данные изъяты" наступила от колото-резаных ранений грудной клетки, проникающих в плевральные полости с повреждением верхних долей легкого и левой легочной артерии, сопровождавшихся острой кровопотерей, а также другими доказательствами, подробно изложенными в приговоре.
Исследованные в судебном заседании и приведенные в приговоре доказательства судом оценены в соответствии с требованиями закона.
Выводы суда о допустимости доказательств, положенных в основу обвинительного приговора, надлежащим образом мотивированы.
Действия Кузина С.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ, исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела.
Как следует из приговора, при назначении наказания осужденному Кузину С.В, в соответствии с положениями ст.ст. 6 и 60 УК РФ, судом учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности Кузина С.В, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
В качестве смягчающих обстоятельств судом учтены: признание вины, раскаяние, активное способствование расследованию преступления, принятие мер, направленных на заглаживание вреда, причиненного преступлением, нахождение на иждивении сожительницы, являющейся инвалидом, а также состояние здоровья осужденного.
Вид назначенного осужденному наказания надлежащим образом мотивирован в приговоре со ссылкой на характер и степень общественной опасности содеянного.
Размер наказания соответствует требованиям ч. 1 ст. 62 УК РФ вследствие наличия смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Основания неприменения ч. 6 ст. 15, ст.ст. 64, 73 УК РФ судом указаны, и они являются верными. Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не имеется. Обстоятельства преступления, личность виновного не позволили суду изменить категорию преступления на менее тяжкую, равно как и применить условное осуждение.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что по своему виду и размеру наказание соответствует тяжести совершенного преступления, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления Кузина А.В, предупреждения совершения им новых преступлений.
Вид исправительного учреждения судом определён верно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По делу такие нарушения допущены.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Обязанность обоснования требований о размере компенсации причиненного преступлением морального вреда возложена на гражданского истца.
Как следует из приговора, принимая решение о взыскании с Кузина А.В. в пользу потерпевшей "данные изъяты" которая является дочерью убитой им "данные изъяты" компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, суд руководствовался принципом разумности и справедливости, учел материальное положение осужденного.
Вопреки доводам кассационной жалобы, размер компенсации морального вреда, установленный судом первой инстанции, является правильным, отвечающим положениям ст.ст. 151, 1101 ГК РФ.
Однако, как следует из протокола судебного заседания (т. 3, л.д. 23-оборот), потерпевшая "данные изъяты" поддерживая гражданский иск о взыскании с Кузина А.В. компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей, просила зачесть в эту сумму 50 000 рублей, которые согласно расписке (т. 2, л.д. 219) были ею получены от Кузина А.В.
Таким образом, "данные изъяты" фактически поддержала свои исковые требования лишь частично.
Несмотря на это обстоятельство, судом при разрешения иска потерпевшей, было принято решение о его удовлетворении в полном объеме. Тем самым, взыскав с осужденного 1 000 000 рублей, без учета выплаченных ранее Кузиным А.В. потерпевшей 50 000 рублей, суд вышел за пределы требований гражданского истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит необходимым уменьшить размер взыскания с осужденного Кузина А.В. в пользу "данные изъяты" компенсации морального вреда до 950 000 рублей.
Иных существенных нарушений закона, которые повлияли на исход дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 03 августа 2020 года в отношении Кузина Александра Владимировича в части решения принятого по гражданскому иску изменить.
Уменьшить размер взыскания компенсации морального вреда с осужденного Кузина А.В. в пользу "данные изъяты" до 950 000 рублей.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.