Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года по административному делу N 3а-612/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" об оспаривании в части приложений 1, 2, 3 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2020 года N 380-в "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Уралводоканал (Добрянский городской округ).
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" Бездомникова Н.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Масальской Е.Ю, Денисовой Е.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2018 N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" (Добрянский городской округ)" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" для формирования тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации согласно приложениям 1-2. Утверждены производственные программы обществу с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы согласно приложениям 3-4 Установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года включительно согласно приложению 5.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2020 N 380-в "О внесении изменений в приложения 3, 4, 5 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2018 N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" (Добрянский городской округ)" в постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 г. N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" (Добрянский городской округ)" (в редакции постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 19 декабря 2019 г. N 349-в, от 6 ноября 2020 г. N 200-в) внесены изменения: приложение 3 изложено в новой редакции согласно приложению 1 к данном Постановлению; приложение 4 изложен в новой редакции согласно приложению 2 к данному Постановлению; приложение 5 изложено в новой редакции согласно приложению 3 к этому Постановлению.
Общество с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" (далее - ООО "Уралводоканал", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приложений 1, 2 и 3 к постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2020 года N 380-в (далее - Постановление N 380-в), ссылаясь на то, что при утверждении тарифов на питьевую воду и на водоотведение на 2021 год необоснованно проведена корректировка необходимой валовой выручки в части расходов на арендную плату за 2019 год; завышены объемы реализации питьевой воды и принятых сточных вод; из необходимой валовой выручки частично исключены расходы за 2019 год по статьям затрат "Электрическая энергия", "Проведение химических анализов" и не включены расходы по договору аренды от 1 октября 2015 года.
Так, общество полагало, что регулирующим органом необоснованно проведена корректировка необходимой валовой выручки в части расходов на арендную плату за 2019 год. Уменьшен размер необходимой валовой выручки на общую сумму 12047, 90 тыс. рублей, в том числе питьевая вода - 5987, 80 тыс. рублей, водоотведение - 6060, 10 тыс. рублей.
Решением Пермского краевого суда от 01 апреля 2021 года административное исковое заявление ООО "Уралводоканал" удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия приложения 1 и 2 к Постановлению N 380-в в части объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ на 2021 год. А также приложение 3 к этому Постановлению, в части установления тарифов на питьевую воду и услуги водоотведения на 2021 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 22 октября 2021 года) ООО "Уралводоканал" изменить апелляционное определение, исключив из него суждение суда апелляционной инстанции о правомерности отрицательной корректировки необходимой валовой выручки на 12 047, 90 тыс. руб.
Относительно изложенных в жалобе доводов Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы общества, не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ООО "Уралводоканал" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Добрянского городского поселения Пермского края.
На заседании правления Региональной службы по тарифам Пермского края принято постановление от 19 декабря 2018 года N 323-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" (Добрянский район) с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования и утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и тарифы на питьевую воду, и водоотведение согласно приложений N 3, 4, 5.
На основании заявления ООО "Уралводоканал" о корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год, ранее установленных постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года N 323-в на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы, 20 декабря 2020 года по результатам проведения специалистами тарифного органа экспертизы предложения общества на заседании правления принято Постановление N 380-в, которое является предметом оспаривания по настоящему делу.
В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 5 августа 2013 г. N 1057-п "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края", указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 г. N 99 "Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. N 630-п "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. N 631-п "Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края" судом первой инстанции правильно установлено, что постановление, в отношении которых обществом заявлены требования о признании его недействующими, принято уполномоченным органом - Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - Министерство), в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что объемы финансовых потребностей определены и тарифы установлены на основании необоснованно скорректированной необходимой валовой выручки, необоснованно принятых объемов отпуска воды (приема сточных вод), без соответствующей оценки экономически обоснованных затрат за истекший отчетный период 2019 года, поэтому приложения N 1 и 2 в части объемов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2021 год, приложение N 3 в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2021 год к Постановлению N 380-в не соответствуют закону и иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
нормативных правовых актов большей юридической силы.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции согласилась с таким выводом суда.
Судебные акты в указанной части сторонами не обжалуется.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о признании необоснованной корректировки необходимой валовой выручки в части расходов на арендную плату за 2019 год, указав, что согласно пункту 30 Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из содержания пункта 29 раздела IV Методических указаний N 1746-э следует, что расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на приведенные правовые нормы и уставленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства, счел правильными выводы тарифного органа о корректировке необходимой валовой выручки (-12 047, 90 тыс. руб.) в части расходов на арендную плату, поскольку такие расходы ООО "Уралводоканал" не подтверждены, не подтвержден перевод денежных средств на счета арендодателей, фактически выбытия активов организации не произошло, что свидетельствует об отсутствии возмещения арендодателям амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей в отношении переданного в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Оснований не согласится с такими выводами, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Соответствующие расходы обществом фактически не понесены, соответствующие условия договора аренды в части обязанности по внесению арендной платы не выполнены.
Такой подход административного ответчика нормам действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не противоречит и обеспечил регулируемой организации учет в составе тарифов достаточный уровень финансовых средств, необходимых для возмещения организации конкретных затрат.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Указанные расходы общества, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, могут быть учтены органом регулирования при установлении тарифов для регулируемой организации в следующем периоде регулирования.
Несогласие общества с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование применительно к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралводоканал" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.