Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 августа 2021 года по административному делу N2а-928/2021 по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным бездействия по принятию в установленный срок решения, заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
24 января 2021 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - Движение) обратилось к Департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент образования ЯНАО) с обращением о взаимодействии по организации добровольческой деятельности; проведении вебинара "Военный заем 1942-1945 годов"; направлении Порядка взаимодействия органов исполнительной власти, государственных и муниципальных учреждений с волонтерскими организациями (далее - Порядок); перечня видов деятельности для применения Порядка; проекта соглашения о взаимодействии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года N1425.
20 февраля 2021 года Департаментом образования ЯНАО подготовлен ответ об отсутствии необходимости в заключении соглашения о взаимодействии и проведении вебинара, разъяснена возможность ознакомления с Порядком на официальных сайтах органов власти.
Полагая, что срок рассмотрения обращения Департаментом образования ЯНАО нарушен, Движение обратилось с настоящим административным иском в суд.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 августа 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, в поданной 01 ноября 2021 года кассационной жалобе Движение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на разрешение спора без участия представителя административного истца, неверное распределение бремени доказывания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив законность судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Положения Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ) устанавливают основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяют возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17.3 Федерального закона N135-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает:
1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N1425 утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее - Общие требования).
В силу пункта 2 Общих требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия вправе направить органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое должно содержать информацию, определенную данным пунктом.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения (пункт 3 Общих требований).
Разрешая настоящее административное дело, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что Департаментом образования ЯНАО на поступившее обращение Движения в установленный срок предоставлен ответ, поэтому не усмотрели оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судом апелляционной инстанции указано на надлежащее извещение административного истца о рассмотрении дела судом первой инстанции путем направления судебного извещения на предоставленный стороной адрес электронной почты.
Это заключение основано на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Пунктом 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" согласно части 1 статьи 96 КАС РФ лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
14 апреля 2021 года судебное извещение о назначении судебного разбирательства по делу на 04 мая 2021 года на 10.30 часов направлено на электронную почту "данные изъяты", которая указана административным истцом для передачи судебных актов и извещений (л.д.75).
Каких-либо ходатайств об отложении рассмотрении административного дела, равно, как и доказательств невозможности получения судебного извещения по независящим от административного истца обстоятельствам, материалы дела не содержат.
Подлежит отклонению суждение административного истца на неверное распределение бремени доказывания по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Приведенные требования процессуального закона при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций выполнены.
Административный ответчик, обязанный в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказать законность рассмотрения обращения Движения и соблюдение порядка, предусмотренного Общими требованиями, представил письменные доказательства в подтверждение своей позиции, которые приняты и оценены судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены решения суда и апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия кассационного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 03 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.