Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чирковой Т.Н, судей Тетюева С.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления ФССП России по Пермскому краю на решение Индустриального районного суда города Перми от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 сентября 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-1846/2021 по административному исковому заявлению ООО "Управляющая компания "ЭКВО" к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми Чернопазову Роману Анатольевичу, Управлению ФССП России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Управляющая компания "ЭКВО" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам города Перми Управления ФССП России по Пермскому краю Чернопазова В.А, выразившегося в несовершении необходимых исполнительных действий и неприменении необходимых мер принудительного исполнения, направленных на своевременное исполнение требований исполнительного документа; возложении обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов истца, включая проведение описи и ареста имущества по месту жительства должника.
В обоснование административных исковых требований указано, что истец является взыскателем по исполнительному производству N "данные изъяты", возбужденному в отношении должника Катаевой Д.В. В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Чернопазовым В.А. не были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем решение суда не было исполнено в двухмесячный срок. Так, судебным приставом-исполнителем не установлено имущественное положение должника: не проверены наличие и движение денежных средств на счетах в банках и кредитных организациях, наличие доходов должника, наличие зарегистрированного на имя должника имущества и имущества по домашнему адресу должника, не обращено взыскание на денежные средства, доходы и имущество должника. В адрес взыскателя копий актов, постановлений о наложении ареста или запрета в отношении должника и его имущества не поступало.
Решением Индустриального районного суда города Перми от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 сентября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Чернопазова В.А. На него возложена обязанность совершить необходимые исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения для исполнения требований исполнительного документа в отношении должника Катаевой Д.В.
В кассационной жалобе, поданной 03 ноября 2021 года, административный ответчик Управление ФССП России по Пермскому краю просило указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. По мнению административного ответчика, судами неверно применены нормы материального права, не дана надлежащая оценка имеющим юридическое значение фактам, доказательствам и доводам административного ответчика, материалы дела не исследованы в полном объеме, исполнение решения суда объективно невозможно в силу его неясности и неопределенности. Так, принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недостаточности принятых судебным приставом-исполнителем действий и мер, при этом критерий достаточности четко определен не был. Действия судебного пристава-исполнителя в полной мере соответствуют принципу самостоятельности, закрепленному в ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В вину ответчику было поставлено отсутствие информации о СНИЛС в отделениях ПФР, при этом законом на судебного пристава-исполнителя не возложена обязанность по присвоению гражданам Российской Федерации СНИЛС и/или контролю его наличия. Суд также счел необходимым истребование информации о должнике у третьих лиц (соседей, собственников недвижимости, покупателя), однако закон не возлагает на судебного пристава-исполнителя такой обязанности. Взыскатель со своей стороны дополнительных сведений не предоставлял, ходатайств о проведении дополнительных мероприятий не заявлял. Более того, в резолютивной части решения судом не конкретизируется, какие именно действия, меры являются необходимыми.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Как установлено судами и следует из собранных доказательств, постановлением судебного пристава-исполнителя Чернопазова Р.А. от 23 апреля 2020 года по заявлению административного истца на основании судебного приказа N "данные изъяты" от 15 ноября 2019 года, выданного мировым судьей судебного участка N 4 Индустриального судебного района города Перми, возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" с предметом исполнения: взыскание с Катаевой Д.В. в пользу взыскателя задолженности в размере 4 372, 61 руб.
Согласно сводке по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства сделаны запросы в банки, кредитные организации, ФНС России, ГИБДД МВД России.
12 апреля 2021 года ООО "Управляющая компания "ЭКВО", считая, что судебным приставом-исполнителем не предпринимается полный комплекс исполнительных действий и мер для принудительного взыскания, обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела 12 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем Чернопазовым Р.А. был осуществлен выход по месту жительства должника, указанному в исполнительном документе, составлен акт, из которого следует, что должник по адресу не проживает, квартира продана иному лицу три года назад.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения", Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исходил из того, что судебным приставом-исполнителем Чернопазовым Р.А. не совершено всех возможных и эффективных исполнительных действий для исполнения судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности, а также своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного характера.
По общему правилу, установленному ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ, требования исполнительного документа должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из положений ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Являясь процессуально самостоятельным лицом, судебный пристав-исполнитель определяет круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа, что входит в его полномочия.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные ч. 1-6 ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный данным законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к правильному выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не совершены необходимые исполнительные действия, которые он имел возможность совершить, не применены необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, чем нарушены права и законные интересы административного истца как взыскателя по исполнительному производству.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют обстоятельствам административного дела и положениям Федерального закона N 229-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что судами не указаны конкретные действия, которые должен будет совершить судебный пристав-исполнитель, несостоятельны, поскольку в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов указаны действия, которые не совершены судебным приставом-исполнителем. Так, суды правомерно указали, что до обращения истца в суд административным ответчиком не был произведен выход по месту жительства Катаевой Д.В, при выходе 12 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем было установлено, что должник по адресу не проживает, квартира продана третьему лицу три года назад. При этом достоверные данные о том, кому именно принадлежит указанная квартира, не истребованы; собственник квартиры о проживании должника не опрошен. Место жительства должника не установлено. Ответ ГУВМ МВД на запрос о регистрации должника, впервые сделанный 23 апреля 2020 года, до сих пор не поступил, контроль за исполнением запроса не ведется. Сведения о паспортных данных должника, о дате и месте его рождения, семейном положении, недвижимом имуществе не запрашивались, при этом сведения о месте рождения должника в исполнительном документе отсутствуют.
В силу положений ст. 64, 68 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного исполнения, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Вместе с тем эта процессуальная самостоятельность не может оправдывать непринятие судебным приставом-исполнителем всех мер, возможных, необходимых и достаточных для своевременного исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству N "данные изъяты" являются обоснованными.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу ст. 328, 329 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение отмене не подлежит, так как предусмотренные ст. 328 КАС РФ основания отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Перми от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления ФССП России по Пермскому краю - без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.