Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чирковой Т.Н, судей Тетюева С.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года, вынесенное по административному делу N 2а-571/2021 по административному исковому заявлению Глазырина Виктора Михайловича к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, представителя административного ответчика Левшиной Е.В, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глазырин В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) от 20 января 2021 года N 29-22-02/1378 об отказе в ознакомлении с оригиналами документов, связанных с проведением 03 октября 2016 года, 30 июля 2019 года, 10 июля 2020 года общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты" и предоставлении их копий, возложении обязанности ознакомить административного истца с указанными документами, а также предоставить копии запрошенных документов.
В обоснование административных исковых требований указано, что 28 декабря 2020 года Глазырин В.М. обратился в Департамент с запросом об ознакомлении с оригиналами и предоставлении копий документов - протоколов общих собраний, списков присутствовавших и приглашенных лиц, реестров собственников помещений в многоквартирном доме, сообщения о проведении собраний, документов, подтверждающих направление и вручение сообщений о проведении общих собраний собственникам помещений в многоквартирном доме, документов, удостоверяющих полномочия представителей, документов, рассмотренных общими собраниями в соответствии с повесткой дня, письменных решений собственников помещений и их представителей, принявших участие в общих собраниях, иных документов, относящиеся к данным собраниям. Департаментом отказано административному истцу в удовлетворении запроса. Глазырин В.М, полагая, что отказ Департамента нарушает его права и законные интересы, обратился в суд.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Глазырина В.М. о признании незаконным действий Департамента, выразившихся в отказе ознакомления с документами, связанными с проведением 03 октября 2016 года, 30 июля 2019 года, 10 июля 2020 года общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты". В указанной части принято новое решение о признании действий незаконными и возложении на Департамент обязанности организовать ознакомление Глазырина В.М. с данными документами.
В кассационной жалобе, поданной 27 сентября 2021 года, административный ответчик просил апелляционное определение отменить. По его мнению, оспариваемый ответ на обращение Глазырина В.М. соответствует законодательству Российской Федерации, дан своевременно и не нарушает прав административного истца. У Департамента не возникло обязанности по выдаче копий или ознакомлению Глазырина В.М. с протоколами общих собраний и приложениями к ним, поскольку действующее законодательство не содержит норм об обязанности выдавать копии подлинников протоколов общих собраний, переданных Департаменту на хранение, или знакомить с ними по запросу собственника помещений в многоквартирном доме. Предоставление истцу протоколов общих собраний и приложений к нему, в том числе путем ознакомления или выдачи, нарушит права собственников помещений в многоквартирном доме, так как в этих документах содержатся их персональные данные, согласие на распространение которых у ответчика отсутствует. Положения ст. 143.1 ЖК РФ были применены судом апелляционной инстанции необоснованно. Апелляционное определение является неисполнимым, поскольку протокол общего собрания от 03 октября 2016 года в Департамент не поступал.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции по данному административному делу допущены.
Как установлено судами и следует из собранных доказательств, Глазырин В.М, являющийся собственником квартиры по адресу: "данные изъяты" 28 декабря 2020 года обратился в Департамент с заявлением об ознакомлении с оригиналами и предоставлении копий документов, связанных с проведением общих собраний собственников помещений в указанном многоквартирном доме 03 октября 2016 года, 30 июля 2019 года, 10 июля 2020 года (протоколы общих собраний, списки присутствующих и приглашенных лиц, реестры собственников помещений в многоквартирном доме, сообщение о проведении собраний, документы, подтверждающие направление, вручение сообщений о проведении общих собраний собственниками помещений в многоквартирном доме, документы, удостоверяющие полномочия представителей, документы, рассмотренные общими собраниями в соответствии с повесткой дня, письменные решения собственников помещений и их представителей, принявших участие в общих собраниях, иные документы, относящиеся к данным собраниям). Копии указанных документов Глазырин В.М. просил направить ему почтой.
20 января 2021 года Департаментом дан ответ, которым Глазырину В.М. разъяснено право на ознакомление с документами в личном кабинете государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а также указано, что в Департаменте имеются подлинники протоколов общих собраний от 10 июля 2020 года и 30 июля 2019 года, но выдача копий или подлинника протокола общего собрания не предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и возможна лишь по запросу судебных органов.
Глазырин В.М, считая указанный ответ Департамента незаконным, обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ЖК РФ, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, поскольку ответ на обращение Глазырина В.М. дан уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, на сайте ГИС ЖКХ имеется вся информация, запрашиваемая истцом, с которой он имеет право ознакомиться. Также судом первой инстанции указано, что действующим законодательством не предусмотрено право граждан на получение копий протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования в части отказа ознакомления с документами, пришел к выводу о том, что Глазырин В.М. как собственник жилого помещения имеет право знакомиться с решениями собственников помещений в доме, являющимися приложениями к протоколам общих собраний, однако из оспариваемого ответа не усматривается разъяснений о праве на ознакомление с оригиналами запрашиваемых документов непосредственно в Департаменте.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, разделяя вывод суда апелляционной инстанции о наличии у истца права знакомиться с решениями собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в общем собрании, не может согласиться с выводом о наличии у административного ответчика обязанности ознакомить Глазырина В.М. с указанными решениями, поскольку в связи с установлением юридически значимых обстоятельств не в полном объеме он является преждевременным.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Согласно п. 20, 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года N 44/пр, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме; б) копия текста сообщения о проведении общего собрания; в) документы (копии документов), подтверждающие уведомление собственников помещений в многоквартирном доме о проведении общего собрания; г) списки присутствующих и приглашенных лиц; д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания; ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании. Все приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.
На основании п. 7 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
В ч. 1 ст. 7 ЖК РФ закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Из приведенных правовых норм следует, что Глазырин В.М. как собственник помещения в многоквартирном доме вправе знакомиться предусмотренными законом способами с вышеперечисленными документами, связанными с проведением общих собраний собственников.
Жилищным законодательством предусмотрено несколько способов ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с документами, связанными с проведением общих собраний: в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ); в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ); в управляющей организации до направления подлинников решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ); в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
В силу ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Пунктом 19 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен объем информации о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ, общего собрания, членов товариществ, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, в случае если управляющая организация, товарищество или кооператив является инициатором проведения такого собрания либо участвует в организации такого собрания, а также в случае представления инициатором собрания в управляющую организацию, товарищество, кооператив документов (сообщений, протоколов, решений) о проведении общего собрания.
Частью 1.1 ст. 46 ЖК РФ установлено, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в ч. 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Из п. 5 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти объектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утв. Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года N 44/пр, следует, что не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений, протоколов в орган государственного жилищного надзора их скан-образы размещаются в открытом доступе в ГИС ЖКХ.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с документами, связанными с проведением общих собраний собственников, в органах государственного жилищного надзора, которые хранят подлинники этих документов. Вместе с тем такая возможность не исключается, если будет установлено, что иными (предусмотренными законом) способами собственник не может реализовать свое конституционное право на получение информации в необходимом объеме.
Частично отменяя решение суда первой инстанции и возлагая на административного ответчика обязанность ознакомить Глазырина В.М. с документами, связанными с проведением общих собраний собственников, суд апелляционной инстанции констатировал наличие у истца права знакомиться с данными документами, но при этом не указал нормативные правовые акты, которые возлагают на административного ответчика соответствующую обязанность, и не установил, имелась (имеется) ли у административного истца возможность ознакомления с документами предусмотренными законом способами, которые перечислены выше.
В материалах дела имеются сведения о том, что в ГИС ЖКХ размещены протокол общего собрания собственников от 10 июля 2020 года с приложениями (л.д. 18). При этом доводы административного истца о том, что в системе размещена информация не в полном объеме, судом апелляционной инстанции не проверены, как и не установлено им, размещены ли в системе и в каком объеме протоколы общих собраний собственников от 03 октября 2016 года, 30 июля 2019 года, хранятся ли копии интересующих истца протоколов и решений в местах, определенных решениями собраний, имеется ли у истца возможность ознакомиться с документами в данных местах.
Таким образом, спор разрешен на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств, что не отвечает задачам административного судопроизводства (ст. 3 КАС РФ) и свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
Заслуживают внимания и доводы кассационной жалобы о неисполнимости апелляционного определения в части возложения на ответчика обязанности ознакомить Глазырина В.М. с документами, связанными с проведением общего собрания собственников 03 октября 2016 года.
Исполнить данную обязанность Департамент может только при наличии у него указанных документов. Однако из ответа на обращение истца от 20 января 2021 года, заявления о разъяснении апелляционного определения, кассационной жалобы следует, что эти документы в Департамент не поступали. Кроме того, законом установлен трехлетний срок их хранения, который истек два года назад.
Доводы жалобы о том, что предоставление для ознакомления протоколов общих собраний и приложений к нему, содержащих персональные данные собственников, нарушит их права, отклоняются, поскольку право истца на ознакомление с данными документами предусмотрено законом.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене, а административное дело - направлению в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение (ч. 2 ст. 328, п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС РФ).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.