Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1714/2021 по иску Медянского Владимира Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Медянский В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту - УПФ в г. Сургуте) о признании решения от 18 июня 2020 года N 3310 об отказе в установлении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы с 21 мая 1993 года по 31 июля 1995 года в качестве производителя работ в АООТ "Сургутнефтепромстрой", с 01 августа 1995 года по 25 ноября 1995 года в качестве производителя работ (геодезиста) в АООТ "Сургутнефтепромстрой", с 06 октября 1999 года по 18 августа 2000 года в качестве производителя работ (геодезиста) в ОАО "Газпром", с 30 августа 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 20 июня 1991 года по 31 декабря 1991 года, с 29 марта 1992 года по 31 августа 1992 года в качестве техника в Сургутской экспедиции отдела инженерно-строительных изысканий "СургутНИПИнефть" производственного объединения "Сургутнефтегаз", с 05 апреля 1999 года по 23 сентября 1999 года в качестве инженера 3 категории отдела инженерно-строительных изысканий "СургутНИПИнефть" АООТ "Сургутнефтегаз", назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16 декабря 2019 года.
В обоснование заявленных требований Медянский В.И. сослался на то, что обратился в УПФ в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 и пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 20 марта 2020 года ему отказано в установлении пенсии по причине отсутствия стажа работы по Списку N 2 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях", утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. Пенсионным органом в стаж работы по Списку N 2 не включены периоды работы в качестве производителя работ с 21 мая 1993 года по 31 июля 1995 года, с 01 августа 1995 года по 25 ноября 1995 года в АООТ "Сургутнефтепромстрой", с 06 октября 1999 года по 18 августа 2000 года в ОАО "Газпром", поскольку отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работ. Считает решение не незаконным, поскольку его работа в особых условиях труда подтверждается представленными им документами.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2021 года, решение УПФ в г. Сургуте от 20 марта 2020 года N 1334 об отказе Медянскому В.И. в установлении пенсии признано незаконным; на УПФ в г. Сургуте возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Медянского В.И. по Списку N 2 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях", утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, периоды работы в качестве производителя работ с 21 мая 1993 года по 31 июля 1995 года, с 01 августа 1995 года по 25 ноября 1995 года в АООТ "Сургутнефтепромстрой"; за Медянским В.И. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 16 декабря 2019 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 года произведена замена ответчика УПФ в г. Сургуте на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Медянский В.И. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что со 02 апреля 1999 года Медянский В.И, "данные изъяты" года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
16 декабря 2019 года Медянский В.И. обратился к ответчику за назначением страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в г. Сургуте от 20 марта 2020 года Медянскому В.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно представленным документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж Медянского В.И, по расчетам пенсионного органа, на дату подачи заявления составил: страховой - 39 лет 08 месяцев (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П); в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 28 лет 08 месяцев 08 дней; по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа в полевых условиях) - 4 года 11 месяцев 13 дней (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П). Стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует.
Как следует из решения ответчика в стаж истца по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, не включены периоды работы с 21 мая 1993 года по 31 июля 1995 года, с 01 августа 1995 года по 25 ноября 1995 года производителем работ в АООТ "Сургутнефтепромстрой", с 06 октября 1999 года по 18 августа 2000 года производителем работ (геодезистом) в ОАО "Газпром". По пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы с 30 августа 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 20 июня 1991 года по 31 декабря 1991 года, с 29 марта 1992 года по 31 августа 1992 года техником в Сургутской экспедиции отдела инженерно - строительных изысканий "СургутНИПИнефть" производственного объединения "Сургутнефтегаз", с 05 апреля 1999 года по 23 сентября 1999 года инженером 3 категории отдела инженерно - строительных изысканий "СургутНИПИнефть" "Сургутнефтегаз".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30, пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", исходил из того, что в периоды с 21 мая 1993 года по 31 июля 1995 года, с 01 августа 1995 года по 25 ноября 1995 года работал в качестве производителя работ АООТ "Сургутнефтепромстрой", был постоянно занят в строительстве, что подтверждается трудовой книжкой истца, архивными справками, личной карточкой формы Т-2, копией приказа от 20 мая 1993 года N 55-к о приеме на работу, копией приказа от 21 ноября 1995 года N 104-к об увольнении с 25 ноября 1995 года, архивными копиями лицевых счетов по заработной плате, архивными копиями коллективных договоров; данная работа дает истцу право на назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
с учетом данных периодов работы исчисленных льготно (1 год работы за 1, 5 года) и суммирования их с работой по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также наличием у истца стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, пришел к выводу о возникновении у Медянского В.И. права на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня подачи заявления 16 декабря 2019 года.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периода работы с 06 октября 1999 года по 18 августа 2000 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в стаж работы по Списку N 2, периодов в работы с 30 августа 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 20 июня 1991 года по 31 декабря 1991 года, с 29 марта 1992 года по 31 августа 1992 года, с 05 апреля 1999 года по 23 сентября 1999 года в стаж по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд исходил из того, что работа истца в льготных условиях в данные периоды времени не подтверждена.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры о том, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, суммирование стажа по различным видам работ, дает право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если при суммировании стажа он достиг требуемых 12 дет 06 месяцев, между тем стаж по Списку N 2 Медянского В.И, учтенный судом, с учетом его суммирования со стажем по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил всего 08 лет 08 месяцев 21 день, не могут являться основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу названного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно статье 13 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", действовавшего в период с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года, трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пунктом "б" статьи 12 (работа с тяжелыми условиями труда) данного закона, присоединяется работа, указанная в пункте "е" статьи 12 (работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно в полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах).
При этом в соответствии с абзацем 2 пункта "б" статьи 12 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривалось назначение досрочной трудовой пенсии по старости при неполном стаже на работах с тяжелыми условиями труда, то есть с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин) на один год за каждые 2 года 06 месяцев такой работы мужчинам.
Как следует из материалов дела, специальный стаж истцом выработан до 01 января 2002 года, он складывается из периодов работ, предусмотренных пунктом "б" статьи 12 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" (с 21 мая 1993 года по 31 июля 1995 года, с 01 августа 1995 года по 25 ноября 1995 года - 03 года 09 месяцев 08 дней исчисленный льготно 1 год работы за 1, 5 года в соответствии со статьей 94 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР"), и работы предусмотренной пунктом "е" статьи 12 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" (с 06 апреля по 29 августа 1990 года, с 01 января по 19 июня 1991 года, с 01 января по 28 марта 1992 года, с 05 декабря 1995 года по 19 мая 1997 года, с 01 января по 19 июня 1998 года, с 01 января по 04 апреля 1999 года - 4 года 11 месяцев 13 дней), что в общей сложности составляет 08 лет 08 месяцев 21 день.
С учетом вышеприведенных положений, законодательство, действовавшее до 01 января 2002 года, не предусматривало требований о наличии полного специального стажа (12 лет 06 месяцев), дающего право на досрочное назначение пенсии, при суммировании стажа по различным видам работ. Таким образом, с учетом того, что необходимый стаж по Списку N 2 для назначения пенсии со снижением возраста истцом был выработан до 01 января 2002 года, судом была правомерно возложена на ответчика обязанность по назначению истцу пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.