Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Романовой Е.М, Харебиной Г.А.
при помощнике судьи Давыдовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2021 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Аматол" на решение Московского областного суда от 9 марта 2021 г, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Аматол" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Харебиной Г.А, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Аматол" Ивашкина А.Д, поддержавшего доводы апелляционной жалобы с учётом дополнений и уточнений, возражения относительно апелляционной жалобы представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области Нестерова Д.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Специализированный застройщик "Аматол" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, просило установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённой в отчёте N, подготовленном ООО "ОЭК Групп", по состоянию на 1 января 2018 г. земельных участков с кадастровыми номерами: N, и по состоянию на 31 декабря 2018 г. земельных участков с кадастровыми номерами N.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости превышает рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и обязанности как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решением Московского областного суда от 9 марта 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости, определённая по состоянию на 1 января 2018 г, с кадастровыми номерами:
N, общей площадью 20 449, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, в размере 96 118 909 рублей;
N, общей площадью 5 666, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки, для жилищного строительства, в размере 37 457 926 рублей;
N, общей площадью 32 546, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки, для жилищного строительства, в размере 193 645 445 рублей;
N, общей площадью 6 506, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки, для жилищного строительства, в размере 43 011 166 рублей;
N, общей площадью 1 802, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 3 725 929 рублей;
N, общей площадью 3 155, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 6 523 477 рублей;
N, общей площадью 972, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 2 009 768 рублей;
N, общей площадью 2 768, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 19 580 195 рублей;
N, общей площадью 68, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 380 003 рублей;
N, общей площадью 14 238, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, в размере 74 360 660 рублей;
N, общей площадью 3 429, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, в размере 19 162 206 рублей;
N, общей площадью 5 922, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 30 928 770 рублей;
N, общей площадью 300, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 1 676 483 рублей;
N, общей площадью 57 430, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 120 810 908 рублей;
N, общей площадью 671, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", восточнее д. Ермолино, категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 3 749 735 рублей;
N, общей площадью 36 000, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 214 196 400 рублей;
N, общей площадью 7 700, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 50 904 700 рублей;
N, общей площадью 3 168, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 17 703 666 рублей;
N, общей площадью 8 240, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 54 474 640 рублей;
N, общей площадью 6 139, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 40 584 929 рублей;
N, общей площадью 5 419, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 35 825 009 рублей;
N, общей площадью 12 119, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 80 118 709 рублей;
N, общей площадью 10 287, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 68 007 357 рублей;
N, общей площадью 1 985, 00 кв. м, по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 11 092 732 рублей;
N, общей площадью 4 020, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 22 464 879 рублей;
N, общей площадью 2 228, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 12 450 684 рублей;
N, общей площадью 8 495, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 56 160 445 рублей;
N, общей площадью 3 539, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 25 034 072 рублей;
N, общей площадью 22 322, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 132 813 668 рублей;
N, общей площадью 36 699, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", между деревнями Сапроново и Ермолино, категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, в размере 218 355 380 рублей;
N, общей площадью 6 504, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для жилищного строительства, в размере 42 997 944 рублей;
N, общей площадью 142 257, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", восточнее д. Ермолино, категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 808 796 483 рублей.
Установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости, определённая по состоянию на 31 декабря 2018 г, с кадастровыми номерами:
N, общей площадью 2 698, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, в размере 14 323 316 рублей;
N, общей площадью 15 771, 00 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения домов многоэтажной жилой застройки, в размере 89 144 079 рублей.
В апелляционной жалобе с учётом дополнений и уточнений к ней административный истец ООО "Специализированный застройщик "Аматол" просит отменить решение суда, назначить по делу повторную судебную оценочную экспертизу, по результатам которой установить кадастровую стоимость земельных участков, ссылается на грубое нарушение судом норм материального и процессуального права, полагая, что заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, составлено с нарушением законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требований федеральных стандартов оценки, не подтверждает действительную рыночную стоимость объектов недвижимости.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Ивашкин А.Д. заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части установления кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки, в остальной части доводы апелляционной жалобы с учётом дополнений и уточнений к ней поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области Нестеров Д.В. просил об оставлении обжалуемого судебного решения без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Представители административных ответчиков ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Управления Росреестра по Московской области, заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, администрации Раменского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Как установлено судом на основании материалов административного дела, ООО "Специализированный застройщик "Аматол" на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами: N; земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами: N.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N установлена кадастровая стоимость на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" по состоянию на 1 января 2018 г.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами N установлена кадастровая стоимость на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 29 марта 2019 г. N 004д по состоянию на 31 декабря 2018 г.
В силу положений статей 387-391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении спорных земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчёт об оценке от 13 сентября 2019 г. N, подготовленный оценщиком ООО "ОЭК Групп", согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 17 780 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 20 416 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 9 294 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 12 861 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 5 669 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 15 575 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 8 204 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 12 475 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 18 348 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 92 268 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 9 847 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 11 658 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 12 485 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 4 473 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 22 355 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 113 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 590 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 785 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 4 590 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 5 685 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 538 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 9 292 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 220 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 24 552 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 15 224 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 28 987 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 194 536 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 22 339 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 37 732 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 444 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 779 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 527 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 498 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 113 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 28 724 000 рублей, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 5 191 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 25 817 000 рублей.
В целях проверки представленного в материалы административного дела отчёта об оценке на соответствие его законодательству об оценочной деятельности суд первой инстанции по ходатайству административного истца на основании определения Московского областного суда от 29 января 2020 г. назначил судебную оценочную экспертизу, поручив её производство эксперту ООО "Инвест Проект" ФИО5
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 13 марта 2020 г, составленному экспертом ООО "Инвест Проект" ФИО5, оценщиком ООО "ОЭК Групп" при составлении отчёта об оценке объектов недвижимого имущества допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, предъявляемых к методам расчёта рыночной стоимости объектов недвижимости, которые повлияли на определение итоговой величины их рыночной стоимости; рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 25 389 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 13 080 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 23 321 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 71 820 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 23 431 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 319 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 309 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 622 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 772 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 129 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 769 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 196 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 9 291 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 498 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 99 901 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 694 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 71 273 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 339 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 318 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 33 916 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 25 268 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 22 305 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 49 882 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 42 341 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 453 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 8 881 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 427 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 30 595 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 13 489 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 84 987 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 53 403 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 23 424 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 397 865 000 рублей, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 4 874 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 584 000 рублей.
Поскольку при исследовании поступившего в суд экспертного заключения возникли сомнения в достоверности проведённой экспертизы в связи с некорректным подбором объектов-аналогов, применением корректировок на наличие/отсутствие коммуникаций, на местоположение, на ограничение в использовании отсутствием анализа расположения объекта оценки относительно объектов, способных повлиять на стоимость земельного участка, суд первой инстанции по ходатайству административных ответчиков на основании определения Московского областного суда от 6 мая 2020 г. назначил повторную судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил эксперту ООО "БЮРО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ОЦЕНКИ" ФИО6
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 17 августа 2020 г. N, составленному экспертом ООО "БЮРО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ОЦЕНКИ" ФИО6, отчёт об оценке от 13 сентября 2019 г. N, составленный оценщиком ООО "ОЭК Групп", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки; рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 28 407 940 рублей, с кадастровым номером N - в размере 123 766 260 рублей, с кадастровым номером N - в размере 38 103 446 рублей, с кадастровым номером N - в размере 196 982 576 рублей, с кадастровым номером N - в размере 43 752 386 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 558 449 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 339 551 рубля, с кадастровым номером N - в размере 2 020 453 рублей, с кадастровым номером N - в размере 19 917 625 рублей, с кадастровым номером N - в размере 489 306 рублей, с кадастровым номером N - в размере 75 642 132 рублей, с кадастровым номером N - в размере 19 492 432 рублей, с кадастровым номером N - в размере 31 461 772 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 593 808 рублей, с кадастровым номером N - в размере 120 013 830 рублей, с кадастровым номером N - в размере 4 345 467 рублей, с кадастровым номером N - в размере 217 887 689 рублей, с кадастровым номером N - в размере 51 781 951 рубля, с кадастровым номером N - в размере 19 148 551 рубля, с кадастровым номером N - в размере 55 413 412 рублей, с кадастровым номером N - в размере 41 284 337 рублей, с кадастровым номером N - в размере 36 442 388 рублей, с кадастровым номером N - в размере 81 499 411 рублей, с кадастровым номером N - в размере 69 179 341 рубля, с кадастровым номером N - в размере 11 998 066 рублей, с кадастровым номером N - в размере 22 852 020 рублей, с кадастровым номером N - в размере 13 466 847 рублей, с кадастровым номером N - в размере 57 128 269 рублей, с кадастровым номером N - в размере 25 465 489 рублей, с кадастровым номером N - в размере 135 102 472 рублей, с кадастровым номером N - в размере 222 118 342 рублей, с кадастровым номером N - в размере 43 738 936 рублей, с кадастровым номером N - в размере 822 734 634 рублей, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 18 443 231 рубля, с кадастровым номером N - в размере 90 680 317 рублей.
Для устранения сомнений в достоверности заключения повторной судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции по ходатайству административного истца на основании определения Московского областного суда от 9 сентября 2021 г. назначил еще одну повторную судебную оценочную экспертизу, производство которой поручил эксперту ООО "Оценка Права" ФИО7
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 12 января 2021 г. N, составленному экспертом ООО "Оценка Права" ФИО7, оценщиком ООО "ОЭК Групп" при составлении отчёта об оценке от 13 сентября 2019 г. N нарушены требования законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требования Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки N 7 и N 3; рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - размере 31 454 477 рублей, с кадастровым номером N - в размере 96 118 909 рублей, с кадастровым номером N - в размере 37 457 926 рублей, с кадастровым номером N - в размере 193 645 445 рублей, с кадастровым номером N - в размере 43 011 166 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 725 929 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 523 477 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 009 768 рублей, с кадастровым номером N - в размере 19 580 195 рублей, с кадастровым номером N - в размере 380 003 рублей, с кадастровым номером N - в размере 74 360 660 рублей, с кадастровым номером N - в размере 19 162 206 рублей, с кадастровым номером N - в размере 30 928 770 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 676 483 рублей, с кадастровым номером N - в размере 120 810 908 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 749 735 рублей, с кадастровым номером N - в размере 214 196 400 рублей, с кадастровым номером N - в размере 50 904 700 рублей, с кадастровым номером N - в размере 17 703 666 рублей, с кадастровым номером N - в размере 54 474 640 рублей, с кадастровым номером N - в размере 40 584 929 рублей, с кадастровым номером N - в размере 35 825 009 рублей, с кадастровым номером N - в размере 80 118 709 рублей, с кадастровым номером N - в размере 68 007 357 рублей, с кадастровым номером N - в размере 11 092 732 рублей, с кадастровым номером N - в размере 22 464 879 рублей, с кадастровым номером N - в размере 12 450 684 рублей, с кадастровым номером N - в размере 56 160 445 рублей, с кадастровым номером N - в размере 25 034 072 рублей, с кадастровым номером N - в размере 132 813 668 рублей, с кадастровым номером N - в размере 218 355 380 рублей, с кадастровым номером N - в размере 42 997 944 рублей, с кадастровым номером N - в размере 808 796 483 рублей, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 14 323 316 рублей, с кадастровым номером N - в размере 89 144 079 рублей.
При разрешении спора суд первой инстанции пришёл к выводу, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости может быть установлена по состоянию на дату оценки в размере рыночной стоимости в соответствии с выводами эксперта по результатам проведения повторной судебной оценочной экспертизы экспертом ООО "Оценка Права" ФИО7
Судебная коллегия не может согласиться с приведёнными выводами суда в части определения величины рыночной стоимости спорных земельных участков.
При этом доводы апелляционной жалобы административного истца о несогласии с выводами суда о разрешении исковых требований касательно земельных участков с кадастровыми номерами N и возражения ответчика относительно данных доводов не являются предметом проверки суда апелляционной инстанции, поскольку указанные доводы представитель истца в судебном заседании не поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Ивашкин А.Д. заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, определяя права и обязанности лиц, участвующих в деле, в статье 46 устанавливает право административного истца до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично (часть 2).
Согласно статье 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от административного иска и принятие отказа судом является одним из оснований прекращения производства по административному делу (пункт 3 часть 1).
В соответствии с частью 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершённый после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме.
Изложенное в письменном виде заявление представителя административного истца Ивашкина А.Д. об отказе от административного иска в названной части приобщено к материалам административного дела.
В силу части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Подача заявления об отказе от административного иска по настоящему административному делу является свободой волеизъявления административного истца, а прекращение производства по делу не нарушает права других лиц.
Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Согласно доверенности, выданной 25 января 2021 г, Ивашкину А.Д. предоставлено право на полный либо частичный отказ от административного иска.
Последствия принятия судом отказа от административного иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьями 46, 157, 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителю административного истца разъяснены и ему понятны.
На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований в части решение Московского областного суда от 9 марта 2021 г. в данной части подлежит отмене, а производство по делу в части - прекращению.
Проверяя доводы апелляционной жалобы административного истца в части оспаривания выводов суда первой инстанции о размере рыночной стоимости остальных спорных объектов недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данными доводами, исходит из следующего.
Административным истцом с учётом отказа от исковых требований в части оспаривается решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости равной рыночной принадлежащих на праве собственности земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" по состоянию на 1 января 2018 г. в следующем размере:
с кадастровым номером N - 31 295 019 рублей 28 копеек, с кадастровым номером N - 51 270 500 рублей 80 копеек, с кадастровым номером N - 293 470 211 рублей 14 копеек, с кадастровым номером N - 58 784 963 рублей, с кадастровым номером N - 4 273 965 рублей 58 копеек, с кадастровым номером N - 1 155 904 рублей 65 копеек, с кадастровым номером N - 2 298 012 рублей 12 копеек, с кадастровым номером N - 137 638 460 рублей 90 копеек, с кадастровым номером N - 5 846 074 рублей 08 копеек, с кадастровым номером N - 316 722 960 рублей, с кадастровым номером N - 67 743 522 рублей, с кадастровым номером N - 27 871 620 рублей 48 копеек, с кадастровым номером N - 72 494 366 рублей 40 копеек, с кадастровым номером N - 54 010 062 рублей 54 копеек, с кадастровым номером N - 47 675 603 рублей 34 копеек, с кадастровым номером N - 106 621 265 рублей 34 копеек, с кадастровым номером N - 90 503 585 рублей 82 копеек, с кадастровым номером N - 12 240 720 рублей 85 копеек, с кадастровым номером N - 24 686 820 рублей, с кадастровым номером N - 19 601 632 рублей 08 копеек;
с кадастровым номером N - 74 737 820 рублей 70 копеек, с кадастровым номером N - 31 135 626 рублей 54 копеек, с кадастровым номером N - 196 385 830 рублей 92 копеек, с кадастровым номером N - 59 022 174 рублей, с кадастровым номером N - 1 206 508 645 рублей 83 копеек, принадлежащих на праве собственности земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 29 марта 2019 г. N 004д по состоянию на 31 декабря 2018 г, в следующем размере:
с кадастровым номером N - 24 750 076 рублей 02 копеек, с кадастровым номером N-120 728 739 рублей 81 копейки.
Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Суд первой инстанции, оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы от 12 января 2021 г. N 1, составленное экспертом ООО "Оценка Права" ФИО7, применительно к положениям статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к выводу, что данное доказательство является надлежащим, подтверждающим рыночную стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки, в связи с чем может быть положено в основу выводов суда о размере кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на дату оценки.
Проанализировав заключение эксперта ООО "Оценка Права" ФИО7, доводы административного истца относительно выводов эксперта, судебная коллегия пришла к выводу, что при расчёте рыночной стоимости спорных земельных участков экспертом не проанализированы постановление администрации Ленинского района Московской области от 22 ноября 2012 г. N 4927 "Об утверждении проекта планировки территории западной части микрорайона N 6 г. Видное городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области", распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 27 декабря 2017 г. N П48/0068-17, решение Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 4/6 об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) муниципального образования городское поселение Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, возможность оценки спорных земельных участков согласно ВРИ с учётом находящихся на них зданий под снос не рассмотрена, методологически не обоснована, в связи с чем выводы эксперта об отнесении объектов оценки к сегменту рынка вызывают сомнение в своей обоснованности и, как следствие, вызывают сомнение выводы эксперта о размере рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах по ходатайству административного истца на основании определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 г. по административному делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на дату оценки, производство которой поручено эксперту ООО "КО-ИНВЕСТ" ФИО8
Согласно заключению от 1 октября 2021 г. N, составленному экспертом ООО "КО-ИНВЕСТ" ФИО8, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 26 979 761 рубля, с кадастровым номером N - в размере 54 729 986 рублей, с кадастровым номером N - в размере 38 248 999 рублей, с кадастровым номером N - в размере 127 341 364 рублей, с кадастровым номером N - в размере 43 919 517 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 043 655 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 578 097 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 102 349 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 139 199 рублей, с кадастровым номером N - в размере 121 307 563 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 625 393 рублей, с кадастровым номером N - в размере 126 371 559 рублей, с кадастровым номером N - в размере 27 029 472 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 592 841 рубля, с кадастровым номером N - в размере 55 625 088 рублей, с кадастровым номером N - в размере 41 442 041 рубля, с кадастровым номером N - в размере 36 581 596 рублей, с кадастровым номером N - в размере 81 810 733 рублей, с кадастровым номером N - в размере 69 443 602 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 251 196 рублей, с кадастровым номером N - в размере 15 728 885 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 526 783 рублей, с кадастровым номером N - в размере 57 346 496 рублей, с кадастровым номером N - в размере 23 890 435 рублей, с кадастровым номером N - в размере 117 536 081 рубля, с кадастровым номером N - в размере 108 213 230 рублей, с кадастровым номером N - в размере 43 906 016 рублей, с кадастровым номером N - в размере 676 283 669 рублей, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет:
с кадастровым номером N - в размере 7 582 596 рублей, с кадастровым номером N - в размере 64 712 792 рублей.
По правилам статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьёй 84 данного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Заключение повторной судебной оценочной экспертизы от 1 октября 2021 г. N ЭЗ-85/21 подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, который предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт ФИО8 имеет высшее экономическое образование, диплом о профессиональной переподготовке, является оценщиком I категории, экспертом-оценщиком, судебным экспертом, включена в реестр членов Ассоциации "Русское общество оценщиков", является членом Общероссийской организации оценщиков "Российское общество оценщиков", имеет стаж экспертной и оценочной работы более 15 лет, её гражданская ответственность при проведении экспертной и оценочной деятельности застрахована.
Как следует из экспертного заключения ФИО8 и пояснений эксперта по составленному им заключению, данных суду апелляционной инстанции, при проведении исследования эксперт придерживался положений законодательства об экспертной и оценочной деятельности, принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в рамках проведённого анализа сегмента рынка объекта исследования были выявлены все необходимые данные для формирования точной позиции относительно величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в результате анализа рынка были выявлены объекты-аналоги, схожие с рассматриваемыми объектом по местоположению, назначению и другим ценообразующим характеристикам, корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения корректно и обоснованно, приведённые использованные источники информации актуальны. Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведённых исследований и высказанных суждений является понятным.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия считает, что заключение повторной судебной оценочной экспертизы, проведённой экспертом ООО "КО-ИНВЕСТ" ФИО8 достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.
Возражения административных ответчиков относительно заключения эксперта ФИО8 не признаются судебной коллегией в качестве оснований, позволяющих усомниться в выводах эксперта, поскольку не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
На все представленные замечания экспертом ФИО8 даны исчерпывающие ответы с представлением письменных пояснений, содержащих опровержения утверждений административных ответчиков о порочности заключения повторной судебной оценочной экспертизы.
Так, вопреки доводам административных ответчиков о том, что стоимость объектов-аналогов N 1 и N 2, представленная в рублях, является неизменной, по ссылкам на объявления можно убедиться в том, что величина стоимости предлагаемого объекта, выраженная в рублях, является переменной величиной, зависимой от курса доллара на дату создания архивной версии страницы. При расчёте объектов исследования в рамках сравнительного подхода эксперт использует сведения о цене объектов-аналогов N 1 и N 2, указанные в объявлении в долларовом эквиваленте, поскольку система сайта автоматически производит конвертацию в рублевый эквивалент в зависимости от ежедневного курса доллара. Таким образом, стоимость объекта, указанная в рублях, может изменяться ежедневно, в зависимости от изменения курса, в отличие от стоимости объекта в долларах. Как следует из объяснений эксперта, стоимость объектов-аналогов, указанная в долларах, была скорректирована на курс доллара в рублях на дату исследования, а не дату сохранения архивной версии страницы, поскольку эксперт не обладает инструментами измерения зависимости уровня долларовой инфляции от даты создания архивной версии страницы до даты исследования.
При расчёте объектов исследования в рамках сравнительного подхода эксперт исходит из вида наилучшего использования участков и извлечения максимальной прибыли. Фактически исследуемые земельные участки, предназначенные для размещения многоквартирных домов, полностью застроены 17-этажными жилыми домами, в связи с чем корректировка на плотность застройки исследуемых земельных участков проводится именно по значению плотности застройки территориальных зон с разрешённой этажностью застройки до 17 этажей.
В связи с этим некорректно замечание о непринадлежности объектов исследования к зоне строительства высотных зданий. Поскольку земельные участки объектов-аналогов являются незастроенными, у эксперта отсутствовали основания предполагать, что плотность их застройки не соответствуем типичным условиям, в связи с чем эксперт правомерно принял, что плотность застройки земельных участков объектов-аналогов является типичной.
При таких обстоятельствах применение корректировки на плотность застройки является верным и обоснованным.
Наличие вблизи земельного участка водоема является ценообразующим фактором, положительно влияющим на стоимость земельного участка. В этой связи экспертом к расчёту применена корректировка согласно данным Справочника расчётных данных для оценки и консалтинга (под ред. Е.Е. Яскевича) по нижней границе в размере 5%. Согласно альтернативным источникам величина повышающей корректировки при наличии такого фактора, положительно влияющего на стоимость земельного участка, как выход земельного участка к естественному водоему составляет 20% согласно информации портала "Земли.РУ" и достигает 200% при наличии выхода к водоему согласно данным Интернет-журнала "METRINFO.ru".
Таким образом, корректировка, применённая экспертом к расчёту в части расположения рядом с земельным участком объекта-аналога N 2 водного объекта в размере - 4, 76 %, является минимально допустимой и обоснованной из имеющейся подтвержденной справочной информации - Справочника расчётных данных для оценки и консалтинга (под ред. Е.Е. Яскевича).
В соответствии статьёй 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 указанной статьи.
В отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утверждённой в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определённым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации или субъектом Российской Федерации).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при планировании осуществления комплексного развития территории осуществляется подготовка документации по планировке территории, включающей такие виды, как: проект планирования территории, проект межевания территории.
Поскольку земельные участки представляют собой земельные массивы площадью от 7, 83 га до 42 га, такие земельные участки являются участками населённых пунктов, обеспечивающими комплексное развитие территорий городов.
В соответствии с вышесказанным эксперт правомерно пришёл к выводу о том, что для получения ГПЗУ необходима разработка значительной части документации, входящей в состав ИРД, которая должна быть разработана для незастроенного земельного участка.
Источники информации, представленные для определения стоимости получения ГПЗУ, являются неинформативными и не содержат информацию доказательного характера для опровержения корректировки, приведённой согласно данным Справочника расчётных данных для оценки и консалтинга (под ред. Е.Е. Яскевича) в процентном выражении.
Указание административных ответчиков на отсутствие возможности проверить использованную в расчётах информацию и обоснованность выводов эксперта голословно. Как пояснила эксперт ФИО10, обратная связь с представителем собственника на сайте https://kupizemli.ru, где представлены предложения о продаже объектов-аналогов N 1 и N 2, использованных экспертом в качестве аналогов в рамках применения сравнительного подхода к оценке установлена в виде заполнения заявки (запроса), либо заказа обратного звонка даже на странице объявления, актуального на текущую дату. Форма организации на сайте не предлагает передачу контактных данных без подачи заявки, учитывая ретроспективную дату исследования, получение контактных данных не представляется возможным. Таким образом, в копии объявлений о продаже объектов, актуальных на дату исследования, не может быть другой информации, в том числе иных контактных данных.
Доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером N принадлежит к категории земель - земли населённых пунктов с видом разрешённого использования для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки, не находит своего подтверждения. Согласно карте Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области территория земельного участка с кадастровым номером N входит в зону КУРТ-6 с предельным количеством наземных этажей застройки - 4. Эксперт позиционирует данный земельный участок, представляющий собой массив жилой застройки с точки зрения малоэтажной жилой застройки, что не противоречит данным ПЗЗ городского поселения Горки Ленинский Ленинского муниципального района Московской области.
Не представляется убедительным и довод о том, что объединение экспертом оцениваемых земельных участков в единый массив некорректно.
При расчёте рыночной стоимости объектов исследования эксперт исходит из выводов, приведённых на странице 115 заключения о том, что земельные участки, являющиеся объектами исследования, связаны территориально и функционально. В составе исследуемых объектов присутствуют земельные участки, предназначенные для строительства многоэтажных жилых домов, а также обслуживания придомовой территории, проходов, проездов, строительства объектов социальной инфраструктуры, для размещения объектов в целях обеспечения населения коммунальными услугами. Данные земельные участки не могут рассматриваться по отдельности, поскольку являются смежными и функционально зависимыми, в комплексе предназначенными для обслуживания района жилищной застройки. Земельные участки являются функционально-зависимыми, неотделимыми друг от друга функционально, а также не способны функционировать по-отдельности. Именно поэтому эксперт рассматривает исследуемые земельные участки как единый массив - зону осуществления деятельности по комплексному устойчивому развитию территории. Поскольку каждый земельный участок - объект исследования является отдельным объектом налогообложения и имеет свои индивидуальные характеристики, экспертом вводятся индивидуальные корректировки в зависимости от характеристик конкретного земельного участка, кроме поправки на масштаб, которая уже была учтена при оценке всего земельного массива.
Такой методический подход соответствует результатам кадастровой оценки применительно к фактору масштаба, поскольку, если проанализировать текущие кадастровые стоимости ряда объектов исследования, можно также сделать вывод о том, что эффект масштаба не анализировался как индивидуальная характеристика земельного участка с точки зрения индивидуального рассмотрения каждого.
Данный подход оправдан, поскольку согласно Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" при определении стоимости может потребоваться условное объединение нескольких объектов недвижимости в один условно сформированный единый объект недвижимости. Такое объединение необходимо, если соответствующие условно сформированные объекты недвижимости имеют самостоятельное экономическое значение при максимизации приносимой ими совокупности экономической выгоды. При этом части единого недвижимого комплекса могут быть расположены на различных земельных участках (статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В качестве объектов-аналогов экспертом подбирались земельные участки, предназначенные для комплексной застройки территорий.
Изучив материалы дела, эксперт установил, что расхождение результатов, полученное при проведении первичной экспертизы, обусловлено следующим. Эксперт некорректно отобразил местоположение объектов экспертизы и объектов-аналогов. Объекты экспертизы расположены не на магистрали М4-Дон, где должны располагаться. Объект-аналог N 1 должен располагаться по расстоянию от МКАД дальше, чем объекты экспертизы. При расчёте рыночной стоимости всех объектов экспертизы в рамках сравнительного подхода эксперт применяет корректировку на местоположение исходя из средней цены 1 кв.м жилья на вторичном рынке Московской области, при этом все объекты экспертизы предназначены для строительства нового жилья, что подтверждается экспертом в рамках его расчётов доходным подходом. При расчёте рыночной стоимости доходным подходом эксперт рассчитывает величину ПВД исходя из стоимости продажи 1 кв.м квартир без чистовой отделки, в то время как расходы рассчитываются им по данным справочника оценщика исходя из строительства жилья с учётом отделки и оснащения инженерным оборудованием. Эксперт выстраивает модель застройки объектов исследования исходя из своих предложений о темпах строительства, в то время как имеющиеся в открытом доступе декларации застройщика содержат конкретные, более короткие сроки строительства жилья на данных участках. Увеличение сроков строительства снижает доходность объектов исследования, а, следовательно, и их рыночную стоимость.
Таким образом, заключение судебной оценочной экспертизы от 13 марта 2020 г, составленное экспертом ООО "Инвест Проект" ФИО5, не может быть положено в основу выводов суда о размере рыночной стоимости указанных выше спорных земельных участков, как не могут быть приняты в качестве таковых и заключения, подготовленные экспертом ООО "БЮРО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ОЦЕНКИ" ФИО6 и экспертом ООО "Оценка Права" ФИО7, на недостатки которых, свидетельствующие о недостоверности определённой рыночной стоимости спорных земельных участков, указывается выше.
Административные ответчики в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представили доказательств наличия на дату оценки объектов-аналогов с иной рыночной стоимостью, не учтенных экспертном при анализе рынка, а также объективного подтверждения сомнения в определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и достоверности определённого экспертным заключением от 1 октября 2021 г. N ЭЗ-85/21 итогового результата расчета рыночной стоимости объектов оценки.
При таких обстоятельствах по мнению судебной коллегии, поскольку основания ставить выводы эксперта ООО "КО-ИНВЕСТ" ФИО8 под сомнение отсутствуют, заключение проведённой данным экспертом повторной судебной оценочной экспертизы полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки, в связи с чем может быть положено в основу выводов суда о размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции с учётом правомочий, предоставленных частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменить состоявшееся по делу решение суда первой инстанции в части установления размера кадастровой стоимости по состоянию на дату оценки объектов недвижимости с кадастровыми номерами N.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 9 марта 2021 г. по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Аматол" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отменить в части требований относительно земельных участков с кадастровыми номерами N.
Принять отказ административного истца общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Аматол" от административного иска в указанной части требований и производство в данной части прекратить в связи с принятием судом отказа от иска.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение Московского областного суда от 9 марта 2021 г. в части установления размера кадастровой стоимости нижеследующих объектов недвижимости изменить и установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г.:
с кадастровым номером N - в размере 26 979 761 рубля, с кадастровым номером N - в размере 38 248 999 рублей, с кадастровым номером N - в размере 127 341 364 рублей, с кадастровым номером N - в размере 43 919 517 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 043 655 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 578 097 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 102 349 рублей, с кадастровым номером N - в размере 121 307 563 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 625 393 рублей, с кадастровым номером N - в размере 126 371 559 рублей, с кадастровым номером N - в размере 27 029 472 рублей, с кадастровым номером N - в размере 3 592 841 рубля, с кадастровым номером N - в размере 55 625 088 рублей, с кадастровым номером N - в размере 41 442 041 рубля, с кадастровым номером N - в размере 36 581 596 рублей, с кадастровым номером N - в размере 81 810 733 рублей, с кадастровым номером N - в размере 69 443 602 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 251 196 рублей, с кадастровым номером N - в размере 15 728 885 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 526 783 рублей, с кадастровым номером N - в размере 57 346 496 рублей, с кадастровым номером N - в размере 23 890 435 рублей, с кадастровым номером N - в размере 117 536 081 рубля, с кадастровым номером N - в размере 43 906 016 рублей, с кадастровым номером N - в размере 676 283 669 рублей, кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2018 г.:
с кадастровым номером N - в размере 7 582 596 рублей, с кадастровым номером N - в размере 64 712 792 рублей.
В остальной части решение Московского областного суда от 9 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Аматол" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.