Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Борковской А.Б, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2210/2021 по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 2 сентября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Билла Риэлти" о признании недействующим пункта N приложения 2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Максимкиной Ю.А, представителя административного ответчика Есина И.С, заключение прокурора Смирновой М.В, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, размещенным 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69, утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Пунктом 1.2 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2020 года N1353-ПП в поименованный нормативный правовой акт внесены изменения, которые размещены на сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) 28 августа 2020 года и опубликованы в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 49, 1 сентября 2020 года.
Под пунктом N приложения 2 в редакции постановления Правительства Москвы от 28 августа 2020 года N1353-ПП в указанный Перечень включена пристройка к зданию, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Дегунинская, дом 13, строение 3.
Общество с ограниченной ответственностью "Билла Риэлти" (далее - ООО "Билла Риэлти"), являющееся собственником здания с кадастровым номером N, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", указав в обоснование своих требований на то, что пристройка к указанному объекту недвижимости необоснованно квалифицируются административным ответчиком как самовольная постройка, подлежащая сносу, так как вступившим в законную силу Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 года NА40-236468/19 в признании ее таковой отказано.
Решением Московского городского суда от 2 сентября 2021 года административные исковые требования ООО "Билла Риэлти" удовлетворены, пункт N приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в редакции постановления Правительства Москвы от 25 августа 2020 года N1353-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года иN819-ПП и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы" признан недействующим со дня вступления решения в законную силу. С Правительства Москвы в пользу ООО "Билла Риэлти" взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на то, что нормативный правовой акт принят и опубликован в установленном законом порядке. Спорный объект недвижимости правомерно включен в приложение 2 к постановлению N819-ПП, так как обладает признаками самовольного строительства и размещен на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, без получения разрешения на реконструкцию или возведение спорного объекта на данном земельном участке. Актом Госинспекции по недвижимости от 25 февраля 2019 года N установлено, что в период действия договора аренды к зданию с кадастровым номером N без надлежащего оформления разрешительной документации выполнена пристройка общей площадью 406, 5 кв. м. Обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 года, не имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора. Согласно выводам судебной экспертизы спорная пристройка обладает всеми признаками (характеристиками) объекта капитального строительства, при этом были изменены индивидуально-определенные габариты здания, а именно площадь и объем. Основанием для отказа в удовлетворении требований о признании здания самовольной постройкой послужил вывод арбитражного суда о пропуске Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы срока исковой давности, при этом, по правовому смыслу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность является процессуальным возражением стороны спора против требования о защите нарушенного права, то есть применяется к правомерно заявленному требованию, защите которого в судебном порядке препятствует лишь истечение срока для такой защиты.
От прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Правительства Москвы, в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статьям 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" город Москва в лице своих органов государственной власти осуществляет управление и распоряжение находящимися в собственности города земельными участками, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков". Названное постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Названный нормативный правовой акт принят в уполномоченным лицом в установленном законом порядке, официально опубликован и вступил в силу, что административным истцом не оспаривается.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в срок до 31 января 2014 года, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд требования, в том числе о признании объекта самовольной постройкой и его сносе (освобождении земельных участков), предоставлении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы права сноса самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Разрешая настоящее административное дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и незаконности включения пристройки к зданию, принадлежащего административному истцу, в пункт 3506 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Билла Риэлти" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Названный объект недвижимости находится в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "для эксплуатации магазина", предоставленного ООО "Дегунинская" (впоследствии реорганизованное в порядке присоединения к ООО "Билла Риэлти") по договору аренды от 28 июня 2000 года N для целей эксплуатации магазина сроком действия до 28 июня 2020 года.
По данным ГБУ Мосгор БТИ на земельном участке расположено отдельно стоящее здание 1977 года постройки, общей площадью 1371, 3 кв. м.
Согласно техническому паспорту от 8 ноября 2010 года названное здание имеет общую площадь 2 143, 3 кв. м (1 этаж, подвал).
Нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 2 143, 3 кв. м, постановлено на кадастровый учет 27 мая 2012 года, 15 декабря 2014 года осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Дегунинская" на объект.
Актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25 февраля 2019 года N установлено, что в период действия договора аренды к зданию, расположенному на земельном участке с кадастровым номером N, осуществлена пристройка площадью 406, 5 кв. м. По данным ИАС УГД разрешение на строительство (реконструкцию) не выдавалось, участок для целей строительства/реконструкции не отводился.
Названный акт послужил основанием для включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2021 года, Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы отказано в удовлетворении требований к ООО "Билла Риэлти" о признании пристройки к нежилому зданию с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", площадью 208, 3 кв. м, самовольной постройкой, возложении обязанности демонтировать пристройку, признании зарегистрированного права собственности на спорный объект недвижимости в части пристройки отсутствующим, обязании освободить земельный участок от пристройки.
В ходе рассмотрения дела арбитражными судами на основании заключения судебной экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 23 мая 2019 года N установлено, что объект экспертизы (пристройка к зданию с кадастровым номером N) соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, при его возведении нарушений градостроительных норм и правил, действующих на момент проведения экспертизы, не допущено; пристройка представляет собой каркасно-стеновую систему, прочно связанную с землей, обладает признаками объекта капитального строительства, перемещение которого без причинения несоразмерного ущерба невозможна, при демонтаже пристройки будут затронуты конструктивные элементы существующего здания, не исключающее вероятность нарушения прочности и устойчивости несущих конструкций. Изменение площади здания произошло в результате реконструкции здания - перепланировки помещений 1 этажа, увеличение габаритов подвального этажа, переоборудование пандуса и дебаркадера.
Как верно указано судом первой инстанции, названные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
То обстоятельство, что в удовлетворении иска было отказано, в том числе, и по причине пропуска срока, о неверности выводов суда не свидетельствует, поскольку уполномоченный орган в установленном порядке в соответствии с пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП реализовал свое право на обращение в суд с требованием о признании здания самовольной постройкой, в связи с чем правовых оснований для последующего нахождения объекта, поставленного в установленном порядке на кадастровый учет, в отношении которого зарегистрировано право собственности, в Перечне в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Судебная коллегия находит приведенные выводы Московского городского суда основанными на правильном применении положений действующего законодательства, соответствующими обстоятельствам настоящего административного дела, подтвержденными доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.