Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-214/2021 по кассационной жалобе административного истца Селиханова Сергея Абаевича на решение Краснодарского гарнизонного военного от 10 декабря 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 7 апреля 2021 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Селиханова С.А. об оспаривании решения начальника территориального отделения (г. "данные изъяты") ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье"), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, в удовлетворении административного искового заявления Селиханова отказано.
В связи с реорганизацией в Министерстве обороны Российской Федерации уполномоченных органов жилищного обеспечения определением судьи Кассационного военного суда от 28 октября 2021 г. произведена замена административного ответчика по данному делу с ФГКУ "Югрегионжилье" на федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс").
В кассационной жалобе, поданной 6 октября 2021 г, административный истец просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование административной истец, приводя собственный анализ норм действующего законодательства, регулирующего возникшие по данному делу спорные правоотношения, утверждает о наличии у него права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку общая продолжительность военной службы у него превышает 20 лет. То обстоятельство, что во время прохождения военной службы он не состоял на учёте нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по мнению Селиханова, не может служить основанием для лишения его права на жилище.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций в качестве юридически значимых установлены следующие обстоятельства:
- Селиханов, проходивший военную службу по контракту в войсковой части N, приказом командующего "данные изъяты" от 3 ноября 2017 г. N 222 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
- приказом командира войсковой части N. от 13 ноября 2017 г. N 286 административный истец, имеющий общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, исключен из списков личного состава воинской части;
- в период прохождения военной службы Селиханов не признавался нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и на соответствующем учёте не состоял;
- 15 сентября 2020 г. Селиханов обратился в ФГКУ "Югрегионжилье" с просьбой о принятии его с супругой и... детьми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- 22 сентября 2020 г. решением указанного органа ему и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как в период прохождения военной службы нуждающимся в жилых помещениях он не признан, а на дату обращения с заявлением статус военнослужащего не имеет.
В соответствии с п. 1 и 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 N 512 (далее - Правила) для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, к которому прилагаются документы, указанные в соответствующем пункте.
На основании п. 9 Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 3 настоящих Правил, и необходимых документов.
Из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что для обеспечения гражданина жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", он должен быть признан нуждающимся в получении жилья уполномоченным органом в период обладания им статусом военнослужащего.
При этом, судами первой и апелляционной инстанции правильно принято во внимание, что в соответствии с действующим законодательством гражданин, уволенный с военной службы, может реализовать свое право на жилье в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона при условии, если он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях от военного ведомства.
Разрешение данного вопроса в интересах гражданина уполномоченным органом носит заявительный характер. Между тем, как установлено судами, Селиханов в период прохождения военной службы не обращался в уполномоченный жилищный орган с заявлением о признании его в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о законности оспоренного решения.
Таким образом, доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспоренного по делу судебного акта, в том числе для его безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 7 апреля 2021 г, оставить без изменений, а кассационную жалобу Селиханова С.А. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 декабря 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.