Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Земцова Алексея Юрьевича на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 мая 2021 г. (дело N 2а-87/2021) и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 18 августа 2021 г, принятые по административному иску бывшего военнослужащего "данные изъяты" "дзвание" Земцова Алексея Юрьевича об оспаривании решений начальника, заместителя и жилищной комиссии "данные изъяты" а также начальника "данные изъяты", связанных с расчетом жилищной субсидии, а также приказов начальника "данные изъяты" об увольнении с военной службы и начальника "данные изъяты" об исключении из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, а также заключение прокурора Анчутина А.В, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационный военный суд
установил:
решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 мая 2021 г, оставленным без изменения Тихоокеанского флотского военного суда от 18 августа 2021 г, вышеуказанный административный удовлетворен частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии "данные изъяты" от 12 августа 2020 г. о предоставлении Земцову с членами семьи дополнительной суммы субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) в части определения её размера, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации (далее - норматив) на первое полугодие 2019 г. в размере 43 374 руб.
При этом суд возложил обязанность на жилищную комиссию данное решение отменить, а также рассмотреть вопрос о предоставлении административному истцу дополнительной денежной суммы жилищной субсидии, рассчитав её, исходя из норматива на второе полугодие 2020 г. с вычетом полученных им ранее денежных средств.
Кроме того суд признал незаконным решение начальника "данные изъяты" об утверждении вышеуказанного протокола коллегиального органа, а также возложил на названное должностное лицо после поступления указанного расчета жилищной комиссии произвести Земцову доплату денежных средств, равных разнице между суммой нового расчета и денежными средствами, полученными им по платежному поручению от 15 сентября 2020 г..
При этом гарнизонный военный суд отказал в связи с пропуском срока обращения в суд в удовлетворении требований административного истца о признании незаконными приказов начальника "данные изъяты" от 16 октября 2019 г. N 610-ЛС об увольнении с военной службы и начальника "данные изъяты" от 8 ноября 2019 г. N 312-ЛС об исключении из списков личного состава воинской части.
В удовлетворении требования Земцова обязать жилищную комиссию применить при расчете жилищной субсидии поправочный коэффициент с учетом выслуги его лет на день, когда будет произведена окончательная денежная выплата суд отказал в связи с его необоснованностью.
В кассационной жалобе, поданной 20 октября 2021 г, административный истец Земцов просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы её автор, повторяя доводы апелляционного обращения, настаивает на собственном анализе обстоятельств дела и, ссылаясь на положения статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) и статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 4 июня 2007 г. N 520-О-О, утверждает (далее - Определение), что оспариваемыми судебными актами его жилищные права не восстановлены в полном объеме.
При этом, по мнению административного истца, гарнизонный военный суд вышел за пределы его требований и необоснованно посчитал, что для восстановления нарушенных прав необходимо применять норматив второго полугодия 2020 г, не учитывая, что оспариваемое решение суда принято в первом полугодии 2021 г.
Кроме того Земцов полагает, что поскольку ответчики в 1 квартале 2021 г. не выплатили ему положенные денежные средства, то, соответственно, данную выплату необходимо произвести с учетом норматива на второй квартал 2021 г. в размере 55 720 руб.
Также автор жалобы приводит доводы, суть которых сводится к тому, что поскольку в признанном судами незаконным и подлежащем отмене решении жилищной комиссии от 12 августа 2020 г. имеется соответствующий неверный расчет жилищной субсидии, а согласия на увольнение с военной службы до ее предоставления Земцов не давал, то, соответственно, он подлежит восстановлению на военной службе с целью применения поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, превышающей указанную в вышеназванном расчете.
В заключение административный истец утверждает, что им не пропущен срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании приказов должностных лиц об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, поскольку, узнав о вынесении решения жилищной комиссии, он своевременно обратился к командованию с рапортом 15 сентября 2020 г. с просьбой об отмене указанных приказов, на который получил ответы от 13 и 16 октября 2020 г. об отсутствии оснований для удовлетворения данной просьбы.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Земцов проходил военную службу по контракту в "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии "данные изъяты" от 5 октября 2018 г, в редакции решения этого же коллегиального органа от 5 февраля 2019 г, Земцов и члены его семьи признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в г. "данные изъяты" во внеочередном порядке путем предоставления жилищной субсидии, при расчете которой надлежало учесть 11, 16 кв. м общей площади жилого помещения, ранее предоставленного ему из государственного жилищного фонда.
Будучи несогласным с данным решением жилищной комиссии, в части расчета жилищной субсидии, административный истец 6 апреля 2019 г. обратился во Владивостокский гарнизонный военный суд с административным иском об оспаривании этого решения.
Решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 5 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 г. Земцову отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения коллегиального органа.
26 апреля 2019 г. Земцовым получена жилищная субсидия, предоставленная из расчета 60, 84 кв. м общей площади жилого помещения.
Приказом начальника "данные изъяты" от 16 октября 2019 г. N 610-ЛС административный истец уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с приказом начальника "данные изъяты" от 8 ноября 2019 г. N 312 административный истец исключен из списков личного состава воинской части 12 ноября 2019 г.
Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2020 г. упомянутые выше судебные акты отменены и по делу принято новое решение о признании решения жилищной комиссии "данные изъяты" от 5 октября 2018 г, в редакции от 5 февраля 2019 г, незаконным.
Во исполнение данного кассационного определения решением жилищной комиссии от 12 августа 2020 г. N 24, утвержденным начальником "данные изъяты" 20 августа 2020 г, отменено вышеуказанное решение этого же коллегиального органа в части расчета жилищной субсидии в отношении Земцова и принято решение о предоставлении ему с членами семьи жилищной субсидии из расчета 72 кв. м общей площади жилого помещения, поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы - 2, 525 и норматива на первое полугодие 2019 г, а также, с учетом ранее выплаченной административному истцу жилищной субсидии, принято решение о доплате ему жилищной субсидии в размере "данные изъяты". за ранее исключенные при расчете 11, 16 кв. м.
20 августа 2020 г. Земцов обратился к заместителю председателя жилищной комиссии "данные изъяты" с заявлением о согласии с предоставлением ему жилищной субсидии в вышеуказанном размере.
15 сентября 2020 г. административному истцу на основании расчета, произведенного жилищной комиссией в решении от 12 августа 2020 г, исходя из норматива на первое полугодие 2019 г, перечислена данная доплата жилищной субсидии.
Кроме того 15 сентября 2020 г. Земцов обратился к ответчикам с рапортом, в котором просил отменить упомянутые выше приказы о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
13 и 16 октября 2020 г, соответственно, начальник "данные изъяты" и заместитель начальника "данные изъяты" направили Земцову ответы об отсутствии оснований для удовлетворения данной просьбы.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также учитывая положения пункта 16 статьи 15 Закона, пункта 2 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, подпунктов 5.2 и 5.2.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 пунктов 4-7 и 9 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту "данные изъяты", а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о незаконности оспоренного решения жилищной комиссии от 12 августа 2020 г. в части расчета Земцову жилищной субсидии, который должен быть произведен исходя из норматива на второе полугодие 2020 г, а также верно посчитали неподлежащими удовлетворению его требования о расчете жилищной субсидии исходя из норматива и поправочного коэффициента на день окончательной выплаты этой субсидии.
Так, анализ вышеперечисленных законоположений указывает, что жилищная комиссия производит расчет жилищной субсидии на момент принятия данным коллегиальным органом решения о её предоставлении военнослужащему. Поскольку расчет доплаты Земцову жилищной субсидии произведен жилищной комиссией "данные изъяты" 12 августа 2020 г. в период действия норматива на второе полугодие 2020 г, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 351/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации по 3 квартал 2020 г.", то при расчете положенной ему жилищной субсидии коллегиальному органу необходимо было применять указанный норматив.
В связи с этим, вопреки мнению административного истца, действующим законодательством не предусмотрена необходимость определять размер жилищной субсидии применительно к дате производства фактической выплаты.
При этом суждения Земцова, изложенные в кассационной жалобе, об обратном являются ошибочными и основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Обоснованность отказа судами в связи с пропуском срока обращения в суд требований административного истца об отмене приказов об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части также не вызывает сомнения, поскольку, как правильно указано судебными инстанциями о нарушенных права ему стало известно не позднее даты исключения из списков личного состава воинской части, то есть 12 ноября 2019 г.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ для обращения в суд с административным исковым заявлением установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В соответствии с частями 5 и 8 этой же статьи, причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 КАС РФ или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку административный истец обратился в суд 18 ноября 2020 г, он пропустил трехмесячный срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ в части оспаривания приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Верно определив начало течения трехмесячного процессуального срока, а также установив отсутствие уважительных причин, препятствовавших административному истцу обратиться в суд, суды правомерно отказали в удовлетворении его требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Что касается доводов административного истца, изложенных в кассационной жалобе о том, что процессуальный срок им не пропущен, то они были в полном объеме проверены судом апелляционной инстанции и мотивированно опровергнуты.
Кассационный военный суд находит мотивы, приведенные при этом окружным военным судом обоснованными, а выводы правильными.
Иные доводы автора кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и правильно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Дополнительного обоснования таких выводов не требуется.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, в любом случае судебный акт подлежит безусловной отмене Кассационным военным судом в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований, в том числе безусловных, для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 мая 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 18 августа 2021 г, принятые по административному иску Земцова Алексея Юрьевича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 декабря 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.