Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Прыткова Р.В. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-125/2021 по кассационной жалобе административного истца Карагуловой Оксаны Степановны на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 28 июля 2021 г. по административному иску военнослужащей Управления "данные изъяты" (далее - Управление) "звание" Карагуловой О.С. об оспаривании решения жилищной комиссии Управления, связанного с отказом во включении в список на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя административных ответчиков Захарова В.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением флотского военного суда, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В поданной 21 октября 2021 г. кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование административный истец, ссылаясь на положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), регулирующие порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, федеральным государственным гражданским служащим и работникам войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений специализированного жилищного фонда, утверждённого приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 20 мая 2019 г. N 161, утверждает, что основным условием предоставления служебного жилого помещения является необеспеченность военнослужащего и членов его семьи жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Далее Карагулова высказывает мнение о том, что обеспечение её жилищной субсидией в качестве члена семьи военнослужащего не может служить основанием для отказа во включении в списки нуждающихся в служебном жилом помещении, поскольку на эти денежные средства приобретено жилое помещение не в населённом пункте, где она проходит военную службу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлены следующие обстоятельства.
Решением жилищной комиссии Управления от 4 декабря 2019 г. принято решение о предоставлении супругу административного истца ФИО. жилищной субсидии на состав семьи... человек с учетом Карагуловой О.С.
25 декабря 2019 г. указанная жилищная субсидии выплачена ФИО, на которую было приобретено в собственность два жилых помещения, расположенных по адресу: "адрес", общей площадью 58, 9 и 57, 7 кв.м, соответственно.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 21 июля 2020 г. Карагулова и члены ее семьи выселены из занимаемого служебного жилого помещения.
30 ноября 2020 г. жилищной комиссией Управления принято решение об отказе в предоставлении административному истцу и членам его семьи служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статуе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 9 ст. 2 указанного закона военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанции, применив вышеприведённые нормы, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления административному истцу и членам ее семьи служебного жилого помещения.
При этом, право административного истца, как члена семьи бывшего военнослужащего, на жилищное обеспечение производно от данного права самого бывшего военнослужащего, в данном случае супруга административного истца.
Учитывая изложенное, суды верно указали, что с момента получения супругом административного истца жилищной субсидии на всех членов семьи, включая ее, государством в лице "данные изъяты" выполнена обязанность по жилищному обеспечению административного истца по месту военной службы.
Поскольку одновременное обеспечение административного истца служебным жилым помещением и реализация ею в составе семьи военнослужащего права на жилищное обеспечение за счет получения супругом жилищной субсидии привело бы к тому, что она в период военной службы воспользовалась одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения, что недопустимо в силу п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статуе военнослужащих".
Что касается доводов административного истца относительно отсутствия по месту военной службы жилых помещений, то в силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Таким образом, реализация Карагуловой жилищных прав в качестве члена семьи военнослужащего, посредством приобретения жилого помещения в г. "данные изъяты" исключает обеспечение ее служебным жилым помещением по месту военной службы.
Иные доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
В связи с изложенным оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 14 мая 2021 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 28 июля 2021 г, оставить без изменения, а кассационную жалобу Карагуловой Оксаны Степановны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 9 декабря 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.