Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Горбачевой Жанны Владимировны, действующей на основании доверенности в интересах администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Северобайкальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Бурятия от 1 июня 2021г. и решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 июля 2021г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Северобайкальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Бурятия от 1 июня 2021г, оставленным без изменения решением судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 июля 2021г, администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 70000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела усматривается, что 26 мая 2021г. судебным приставом-исполнителем Северобайкальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Бурятия в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу установлено, что администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, не устранены допущенные нарушения законодательства путем сноса объектов очистных сооружений и сети наружной канализации, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, после того, как 27 июля 2020г. было вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора 50000 рублей, а 17 марта 2021г. установлен новый срок исполнения судебного документа - до 29 марта 2021г.
Постановлением судебного пристава администрация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, притом что должник неоднократно привлекался к административной ответственности по ч.ч.1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ 2 августа 2020г, 2 февраля 2021г. и 4 марта 2021г.
Городской суд с выводами судебного пристава и принятым им постановлением согласился.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя, с доводами жалобы заявителя о нарушении порядка привлечения администрации к административной ответственности нет оснований не согласиться.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении по настоящему делу должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Однако при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено администрации, судебный пристав-исполнитель ограничился указанием на неисполнение администрацией требования, содержащегося в исполнительном документе. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в составленном в отношении администрации протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не указано.
Приведенное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что, с учетом положений ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления судебного пристава и судебного акта.
В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ такое решение должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Однако в постановлении о привлечении администрации к административной ответственности событие административного правонарушения описано аналогично содержанию протокола об административном правонарушении, диспозиция вмененного администрации административного правонарушения не приведена, отмечено лишь, что 20 августа 2020г, 2 февраля 2021г. администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, 4 марта 2021г. - по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ. Данные об указанных актах не приведены, вопросы об их отношении к обстоятельствам дела и вступлении в законную силу не исследованы.
По итогам рассмотрения дела по жалобе администрации городским судом событие административного правонарушения также не описано должным образом, сведения о привлечении к административной ответственности ранее, также не проверены. При этом в материалах дела, административном материале отсутствуют акты об административных наказаниях администрации по ч.ч.1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Состоявшиеся по настоящему делу постановление судебного пристава и решения городского суда не отвечают требованиям ст.ст. 26.1, 29.10, 30.7 КоАП РФ. При этом оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, несмотря на доводы о том, приведенные в жалобе заявителя городскому суду.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению составившему его судебному приставу-исполнителю для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебным приставом и судом, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о задачах рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах и с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ обжалуемые акты, вынесенные в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении, не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Производство по настоящему делу в отношении администрации подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Горбачевой Ж.В. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава Северобайкальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Бурятия от 1 июня 2021г. и решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 июля 2021г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.