Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобы старшего государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзор Ананьева В.А., Труханова Александра Анатольевича на вступившее в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 11 августа 2021г, вынесенное в отношении ПАО "Россети Сибири", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Белокурихинского городского суда Алтайского края от 14 мая 2021гПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 11 августа 2021г постановление судьи Белокурихинского городского суда Алтайского края от 14 мая 2021г отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобах старший государственный инспектор Сибирского управления Ростехнадзора Ананьев В.А. и Труханов А.А. просят решение отменить, ссылаясь на его незаконность.
ПАО "Россети Сибирь", уведомленные о подаче жалоб, в установленный судом срок возражений не представили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.7.2 указанных Правил при выдаче задания на проектирование ВЛ, сооружаемых и подлежащих техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, энергосистемам и организациям, эксплуатирующим электрические сети, необходимо предоставлять проектным организациям имеющиеся данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ (данные по гололеду и ветру, загрязнениям атмосферы на трассе ВЛ, отказам ВЛ и их элементов и другие данные, характеризующие местные условия), которые должны быть учтены в проектной документации.
Основанием для привлечения ПАО "Россети Сибирь" в ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ послужили те обстоятельства, что в результате проведенного осмотра 12.02.2021г в 12:00 часов, на основании поступившего обращения, уполномоченным органом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, выразившиеся в том, что воздушная линия электропередачи ВЛ-04кВ от КТП N N, расположенная: "данные изъяты") имеет пересечения с несущим канатом, принадлежащим ФИО6, в пролетах опор: "данные изъяты" при проектировании реконструкции ВЛ-04 кВ от КТП N в проектах СЭ 11000256559, 11000210729, 11000249628, 11000255677, 110002555916, Барнаул 2015г, 11000305627 Барнаул 2016 не учтены данные о пересечениях ВЛ-04 кВ от КТП N с несущим канатом. О наличии данных о пересечениях ВЛ-04 кВ от КТП N N с несущим канатом свидетельствует согласование проекта "Опоры и несущий канат через р. Катунь в районе с. Дубровка, выданное "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N N, паспорт ВЛ-04 кВ от КТП N N составленный "данные изъяты" в 2015г.
В результате бездействия ПАО "Россети Сибирь", выразившегося в непредоставлении проектной организации сведений о пересечении ВЛ-04 кВ с несущим канатом, в проектах СЭ 11000256559, 11000210729, 11000249628, 11000255677, 1100025555916,, Барнаул 2015г, 11000305627 Барнаул 2016г отсутствуют технические решения, исключающее возможное падение несущего каната на воздушную линию электропередачи ВЛ-04 кВ, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Отменяя постановление о привлечении ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности, судья краевого суда пришел к выводу об истечении срока давности привлечения указанного лица к административной ответственности. Руководствуясь положениями ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ указал, что правонарушение, вмененное обществу не является длящимся, срок давности по мнению судьи исчисляется с момента, когда возложенная обязанность должна быть исполнена.
Согласиться с выводами судьи краевого суда нельзя, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года N 23).
Из материалов дела следует, что должностным лицом, составившим протокол по настоящему делу выявлен факт нарушений, изложенных в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 12 февраля 2021г. Бездействие общества выразилось в непредставлении проектной организации информации (сведений) о пересечении ВЛ с несущим канатом, отсутствии технического решения.
Вопреки выводам суда вменное обществу правонарушение является длящимся.
Однако судья ошибочно пришел к выводу об исчислении срока давности привлечения лица к административной ответственности, исходя из обязанности исполнения указанных действий в 2016 году.
Данный вывод сделан в нарушение требований норм материального и процессуального права, в связи с чем решение подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобы старшего государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзор Ананьева В.А, Труханова А.А.- удовлетворить.
Решение судьи Алтайского краевого суда от 11 августа 2021г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ПАО "Россети-Сибирь"- отменить.
Дело возвратить в Алтайский краевой суд на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.