Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 июня 2021 г. (дело N 5-786/21), решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 августа 2021 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Упрдор "Южный Байкал", Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 июня 2021 г. (вынесено согласно протоколу судебного заседания в 12 час.00 мин. по делу N5-786/21), оставленным без изменения решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 августа 2021 г, ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" Борхонов С.Ю. просит постановление и решение отменить, приводя доводы о их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с пунктами 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2021 в 13 часов 55 минут при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием федеральной автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Слюдянскому району выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии 172 км.+ 477, 26м. указанной автодороги, выразившиеся в нарушении и невыполнении требований государственных стандартов (ГОСТТ), а именно:
- в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", на данном участке дороги имеется дефект покрытия проезжей частив виде выбоины шириной 163 см, длиной 171 см, максимальный просвет составил 10 см. 55 мм.
По факту допущенных нарушений 5 мая 2021г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Слюдянскому району составлен протокол N 38 АА 309016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного юридического лица постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился районный суд, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного кодекса).
Частью 5 статьи 4.1 названного кодекса определено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено, что 19 апреля 2021 в 13 часов 55 минут при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием федеральной автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Слюдянскому району выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии 172 км.+ 477, 26м, затем в 16 часов 30 минут выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии 175 км.+594, 46м. указанной автодороги, выразившиеся в нарушении и невыполнении требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", а именно, на указанных участках дороги имеются выбоины.
Соответствующие нарушения подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для составления в отношении ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" двух протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных указанной нормой, и вынесения 15.06.2021 двух постановлений о назначении административных наказаний.
Вместе с тем в рассматриваемом случае вмененное ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" деяние не образует состава двух самостоятельных административных правонарушений. Зафиксированные в соответствующих актах нарушения требований к эксплуатационному состоянию автомобильной дороги выявлены на одной автомобильной дороге, в один день, одним должностным лицом, в отношении одного юридического лица, допущены в результате одних фактических обстоятельств, протоколы об административных правонарушениях составлены в один день.
То обстоятельство, что выявленные нарушения допущены на разных участках дороги, с разницей в несколько часов во времени, и в отношении них были составлены отдельные протоколы об административных правонарушениях, применительно к данному делу не является основанием для назначения самостоятельных наказаний.
С учетом изложенного следует признать, что ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" неправомерно вменено совершение двух самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положениями пункта 7 части 1 статьи 24.5 названного кодекса определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
При таких обстоятельствах следует признать, что ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" совершено одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по данному факту совершения противоправного деяния постановлением, вынесенным мировым судьей судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 июня 2021 г. (согласно протоколу судебного заседания в 11 час. 30 мин. по делу N5-785/21), ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесение по этому же факту совершения противоправного деяния другого постановления о привлечении указанного лица к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, противоречит требованиям пункта 7 части 1 статьи 24.5 названного кодекса.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 июня 2021 г, решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 августа 2021 г, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" Борхонова С.Ю. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15 июня 2021 г. (дело N 5-786/21), решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 5 августа 2021 г, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.