Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0010-01-2020-004464-23 (2-3368/2020) по иску Д.А.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании недоплаченной пенсии, по кассационной жалобе Д.А.П. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Д.А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска) о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании недоплаченной пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 ноября 2008 г. ему была назначена пенсия по старости в размере 6 051, 93 руб, в том числе базовая часть - 1 794 руб. и страховая часть - 4 257, 93 руб.
С указанным расчетом страховой пенсии Д.А.П. не согласен, поскольку при расчете пенсионным органом не были включены страховые взносы за период 2002-2009 годы в размере 584 699, 54 руб, не были учтены периоды обучения и службы в армии, при этом, полагает, что служба в армии должна быть засчитана в двойном размере, не был применен коэффициент соотношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в размере не свыше 1.4, применяемый при расчете пенсии для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С учетом уточнений исковых требований просил суд произвести перерасчет расчетного размера пенсии с учетом страхового стажа по периодам работы, включенных в страховой стаж справки Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска Форма N1: п.п. N1, 3 - в соответствии с пп. "и" п.109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N590, ст. 91 Закона Российской Федерации N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", п. N5 переквалифицировать как служба в армии по призыву, рассчитать в соответствии с Законом Российской Федерации N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; при расчете размер пенсии применить коэффициент 1, 4; взыскать невыплаченную пенсию в размере 2 396 965 руб. за период с 10 ноября 2008 г. по 31 августа 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований Д.А.П. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Д.А.П. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 декабря 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2021 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Д.А.П. с 10 ноября 2008 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть в связи с достижением пенсионного возраста, в размере 6 051, 93 руб, из которых: базовая часть пенсии составила 1 794 руб, страховая часть - 4 257, 93 руб, что следует из решения УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска.
При назначении истцу трудовой пенсии пенсионным органом были учтены следующие периоды работы истца:
15 июля 1967 г. - 10 января 1968 г. (5 месяцев 26 дней);
1 августа 1968 г. - 12 мая 1969 г. (9 месяцев 12 дней);
22 мая 1969 г. - 31 мая 1971 г. (служба в армии- 2 года 9 дней);
7 июля 1971 г. - 29 июля 1974 г. (3 года 23 дня);
14 августа 1974 г. - 29 января 1975 г. (5 месяцев 16 дней);
12 февраля 1975 г. - 11 февраля 1980 г. (5 лет);
10 марта 1980 г. - 31 января 1989 г. (8 лет 10 месяцев 22 дня);
1 февраля 1989 г. - 5 апреля 2000 г. (11 лет 2 месяца 5 дней);
5 марта 2002 г. - 30 сентября 2008 г. (6 лет 6 месяцев 26 дней).
Общая продолжительность страхового стажа составила 38 лет 5 месяцев 19 дней, что следует из справки пенсионного органа от 6 декабря 2019 г, при этом согласно решению пенсионного органа истцу при назначении пенсии был установлен страховой стаж 38 лет 5 месяцев 20 дней.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет размера пенсии с учетом тех периодов, которые истец просит учесть при расчете пенсии, и исходя из того расчета, который был приведен Д.А.П. в обоснование своих требований, а также взыскании недоплаченной пенсии, поскольку размер пенсии изначально был исчислен верно, впоследствии индексировался и корректировался в соответствии с требованиями закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при разрешении спора нормы материального права применены правильно.
На момент назначения Д.А.П. пенсии действовал Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, расчет пенсии был произведен в соответствии с указанным законом.
Трудовые пенсии состояли из двух частей - базовой и страховой.
Базовая часть пенсии устанавливалась в твердом размере и зависела от вида пенсии, категории пенсионера и наличия на иждивении нетрудоспособных членов семьи.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1 794 руб. в месяц.
Размер страховой части трудовой пенсии определялся по нормам ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и рассчитывался из суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного на день назначения пенсии, деленной на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (в редакции от 1 августа 2008 г.) размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 5 ст. 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Следовательно, ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 год составил 180 месяцев (144 месяца + 36 месяцев (6 месяцев х 6 лет (с 2002 по 2008 г.).
Согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 руб.) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Из положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ следует, что расчетный размер трудовой пенсии может рассчитываться по п. 3 или п. 4 указанной статьи.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0.55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст.ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Таким образом, период обучения не подлежит зачету в страховой стаж при расчете расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив указанные нормы права, суды не усмотрели оснований для удовлетворения иска. Выводы судов подробно мотивированы со ссылками на нормы права и представленные доказательства.
Доводы кассатора о том, что служба в армии по призыву должна засчитываться в двойном размере в соответствии с Законом Российской Федерации N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который указал, что поскольку Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил свою силу с 1 января 2002 г. с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, то положения Закона Российской Федерации N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в указанной части не могут быть применены.
Доводы кассатора о том, что при расчете расчетного размера пенсии подлежало применению отношение заработка 1, 4, также были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что в силу п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5.
Таким образом, отношение заработков в размере 1, 4 подлежало применению только в том случае, если бы Д.А.П. по состоянию на 1 января 2002 г. проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Новосибирская область отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что с 1 декабря 2009 г. истцу установлен размер трудовой пенсии с учетом валоризации в размере 8 725, 84 руб, который индексировался и корректировался в соответствии с Постановлениями Правительства, о чем подробно указано в решении суда, с 1 января 2015 г. размер пенсии установлен с учетом индивидуального коэффициента (ИПК) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с 1 января 2020 г. размер пенсии истца составил 20 180, 11 руб. из расчета 5 686, 25 руб. (фиксированная выплата с учетом индексации из расчета 5 334, 19 руб. Х 1, 066) и 14 493, 86 руб.(страховая часть из расчета 155, 848 (ИПК) Х 93 руб. стоимость 1 балла) - в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 3 октября 2018 г. N350).
Вопреки доводам кассатора, периоды обучения подлежат включению в стаж в том случае, если размер трудовой пенсии рассчитывается в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, вместе с тем, расчетный размер пенсии, определенный в соответствии с данным пунктом, является наименее выгодным для истца, оснований для перерасчета размера пенсии, вопреки доводам кассатора, судами не установлено.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют доводы, указанные в иске и апелляционной жалобе, выражают не согласие с порядком применения судами указанных норм права, основаны на субъективном толковании этих норм, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции. Следует отметить, что в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д.А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.