Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0002-01-2020-003323-61 (2-52/2021) по иску Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю", Войсковой части 58661 о признании приказа командира части незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 22 апреля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. обратились в суд с исками к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю", Войсковой части 58661 о признании приказа командира части незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обосновании исковых требований указали, что были приняты на работу в войсковую часть 74008 (в/ч 58661-49) на должности заведующих хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов); Я.Н.В. принята на работу в войсковую часть "данные изъяты" контролером-приемщиком боеприпасов отдела хранения (ракет и боеприпасов).
На основании приказа от 17 февраля 2020 г. N истцы Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, М.В.Л. уволены с 10 марта 2020 г. по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников; на основании приказа от 20 марта 2020 г. N истцы К.Н.А, Я.Н.В. уволены с 4 апреля 2020 г. п. 2 ст. 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников.
При этом истцы полагают, что им не были произведены необходимые доплаты, неверно произведен расчет при увольнении.
5 августа 2019 г. из-за нештатных взрывов на складе боеприпасов в воинской части в д. "адрес", на территории муниципального образования Ачинский район Красноярского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании постановления Главы Ачинского района от 5 августа 2019 г. N397-П "О введении режима функционирования чрезвычайной ситуации", постановления Главы Ачинского района от 6 августа 2019 г. N398-П, постановления Главы Ачинского района от 9 августа 2019 г. N405-П "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории д. "адрес"" на территории "адрес" определена зона чрезвычайной ситуации.
По состоянию на 5 августа 2019 г. истцы работали в войсковой части на разных должностях и наравне с привлеченными лицами ликвидировали последствия взрывов боеприпасов и пожара, в том числе, на складе боеприпасов войсковой части, принимали участие в разборке и расчистке завалов, разбирали снаряды по категориям, индексам, грузили боеприпасы в вагоны, то есть, осуществляли свою трудовую функцию в условиях, опасных для жизни и здоровья, однако не получили соответствующую выплату за работу в чрезвычайных обстоятельствах.
В период проведения организационно-штатных мероприятий на основании решения Министра обороны Российской Федерации по сокращению штата от 29 января 2020 г. во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. они были предупреждены о предстоящем расторжении трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с 1 апреля 2020 г.
При этом работодатель, зная о предстоящем массовом сокращении работников, с целью в будущем уменьшить компенсационные выплаты, нарушая права и законные интересы истцов, односторонне изменил условия заключенных с ними трудовых договоров в части установленных выплат и надбавок к заработной плате.
Так, в связи с разрушением складов и закрытием технической территории, командиром войсковой части был издан приказ от 27 февраля 2020 г. N, в соответствии с которым с 1 февраля 2020 г. изменяются условия трудовых договоров с работниками, а именно - снимаются выплаты компенсационного характера в размере 50% и ежегодные дополнительные отпуска в количестве 7 суток.
Однако в нарушение ст.74 Трудового кодекса Российской Федерации о вышеуказанных изменениях условий оплаты труда и режима отдыха в установленном законом порядке истцы за 2 месяца не уведомлялись, дополнительное соглашение к трудовому договору с ними не заключалось, что свидетельствует об одностороннем порядке изменения существенных условий трудового договора. В результате допущенного ответчиком нарушения, истцам не начислена и не выплачена компенсационная выплата за приём, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за февраль и март 2020 года; кроме того, не оплачена компенсация ежегодного дополнительного отпуска в количестве 7 суток.
Также истцы полагают, что им не доплачено за работу в чрезвычайных условиях за август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года в размере 24%, а всего за период с августа по ноябрь 2019 года - по 15 407, 61 руб. каждому; размер процентов за задержку выплаты задолженности по заработной плате составляет по 4 000 руб. каждому.
Просили суд с учетом уточнения исковых требований:
отменить приказ командира воинской части 58661 от 27 февраля 2020 г. N в связи с незаконным и необоснованным изменением условий трудового договора с работниками войсковой части 58661 с 1 февраля 2020 г. о снятии выплат компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток;
взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате за чрезвычайные условия труда в пользу:
К.А.А., Д.Л.А. М.В.Л. Е.Е.В. Я.Н.В., К.Н.А. по 15 407, 60 руб. каждой;
компенсацию за опасные условия труда по 8 234 руб. каждой; компенсацию за неиспользованный отпуск в пользу Д.Л.А. - 2 819, 82 руб, Е.Е.В. - 2 069, 18 руб, К.Н.А. - 2 936, 14 руб, Я.Н.В. - 1 935, 40 руб, М.В.Л. - 1 900, 48 руб, К.А.А. - 2 582, 71 руб.;
проценты за задержку выплаты заработной платы по 4 000 руб. в пользу каждой;
компенсацию морального вреда по 10 000 руб. каждому истцу;
взыскать за февраль, март 2020 доплаты - повышение к окладу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 11% в пользу каждой.
Определением Ачинского городского суда Красноярского края от 17 ноября 2020 г. гражданские дела по искам Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. были соединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 22 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2021 г. решение Ачинского городского суда Красноярского края от 22 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. ставят вопрос об отмене судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что работодателем истцов Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. является Войсковая часть 58661 Министерства обороны Российской Федерации, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: "адрес"
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" на основании договора на обслуживание от 9 января 2019 г. N, в соответствии с п. 1.3.4 которого Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны Российской Федерации путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ.
Также п.2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 30 декабря 2019 г. N, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от 21 января 2020 г. было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений Сухопутных войск, соединений, воинских частей и организацийматериально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням.
Из перечня следует, что в 2020 году склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть "данные изъяты"), в срок до 1 марта 2020 г. из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал.
С 15 октября 2012 г. по 10 марта 2020 г. Е.Е.В. и К.А.А. работали в должности заведующих хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части "данные изъяты"; с 1 сентября 2013 г. по 10 марта 2020 г. Д.Л.А. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661; с 15 октября 2012 г. по 1 апреля 2020 г. К.Н.А. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661; с 15 октября 2012 г. по 1 апреля 2020 г. Я.Н.В. работала в должности контролера-приемщика хранилища отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661; с 20 мая 2013 г. по 10 марта 2020 г. М.Л.В. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661.
С учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий истцы Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, М.В.Л. были уволены 10 марта 2020 г.; а истцы К.Н.А. и Я.Н.В. - с 1 апреля 2020 г, на основании п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата работников.
Как следует из трудовых договоров, заключенных с истцом Е.Е.В. 15 октября 2012 г, с истцом К.А.А. - 15 октября 2012 г, с истцом Д.Л.А. - 1 сентября 2013 г, с истцом К.Н.А. - 15 октября 2012 г, с истцом Я.Н.В. - 15 октября 2012 г, с истцом М.В.Л. - 20 мая 2013 г, местом работы работников является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) ("адрес") войсковая часть 58661-49 "адрес". Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно им предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора за фактически отработанное время на основании ст. 121 Трудового кодекса Российской Федерации; кроме того, работникам устанавливается доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
Размер всех доплат и надбавок конкретизирован в приказе начальника склада хранения ракет и артиллерийских боеприпасов базы (комплексного хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 от ДД.ММ.ГГГГ N, которым Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л. и К.Н.А. были установлены, в частности: ежемесячная компенсационная выплата к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50% (по должности контролера в размере 40%) на основании приказа Министерства обороны РФ от 10 ноября 2008 г. N, а также 12% на основании коллективного договора и приказа Министерства обороны РФ от 10 ноября 2008г. N, приложения N3 к нему "Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала".
Во время работы истцов в воинской части в период с 5 по 9 августа 2019 г. произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории воинской части, в связи с чем, постановлением Главы Ачинского района от 5 августа 2019 г. на территории Ачинского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы Ачинского района от 7 августа 2019 г. режим функционирования чрезвычайной ситуации с территории Ачинского района был снят с 20 часов 00 минут 7 августа 2019 г.
Постановлением Главы Ачинского района от 9 августа 2019 г. с 23 часов 50 минут 9 августа 2019 г. режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона ЧС была определена на территории д. Каменка.
Отменен данный режим был 7 февраля 2020 г. постановлением Главы Ачинского района от 7 февраля 2020 г. N46А-П.
Приказом начальника склада хранения от 14 января 2020 г. N гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020 год, в частности Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л. и К.Н.А.:
15% на основании приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. N (ранее - МО РФ от 10 ноября 2008 г. N), приложения N "Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала", учитывая класс вредности 3.1;
40% Я.Н.В, 50% Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, М.В.Л. и К.Н.А. на основании приказа Министра обороны РФ 18 сентября 2019 г. N гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Приказом начальника склада хранения от 27 февраля 2020 г. N в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения было определено личный состав отдела хранения разместить в помещении спортзала и обязать выполнять работы согласно ежедневного приказа "О проведении мероприятий повседневной деятельности", а также с 1 февраля 2020 г. прекратить предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено установление и выплата доплат с 1 февраля 2020 г. гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50%.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции установил, что данная выплата согласно приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. носит компенсационный характер, в связи с чем, для ее получения необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов; указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение им трудовых обязанностей именно в условиях, отклоняющих от нормальных; в то время как непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 5 и 9 августа 2019 г. К.Н.А. выполняла по 1 ноября 2019 г.; М.В.Д. по 12 ноября 2019 г.; Е.Е.В. по 14 ноября 2019 г.; Д.Л.А. по 7 ноября 2019 г.; К.А.А. выполнялась работа только по подготовке имущества (боеприпасов) к отправке по 9 сентября 2019 г, позже такая работа ими не выполнялась.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что согласно п.3 приложения N2 к приказу Минобороны РФ от 18 сентября 2019 г. выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Подпунктом "г" п. 4.2.30 коллективного договора между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016 годы, а также дополнительным соглашением от 30 декабря 2016 г, продлившим его срок действия до 31 декабря 2019 г, предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50 процентов в порядке, установленном в приложении N к коллективному договору.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что оснований для данной компенсационной выплаты истцам не имелось уже с 15 ноября 2019 г. (когда все истцы перестали выполнять работу с боеприпасами), однако такая компенсация продолжала им начисляться и выплачиваться работодателем по январь 2020 года включительно, что условиям труда истцов в тот момент не соответствовало и было устранено приказом начальника склада хранения N от 27 февраля 2020 г, который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
На основании ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу положений ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том - числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 названной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции (подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом оценки представленных сторонами спора доказательств судами установлено, что истцы в силу своих должностных обязанностей в спорный период непосредственно не были заняты приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, что опровергает соответствующие доводы жалобы заявителей, потому правовых оснований для удовлетворения их исковых требований у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемым приказом был нарушен порядок уведомления истцов о прекращении выплаты, так как данным приказом были изменены условия труда, следовательно, процедура уведомления работника об этом должна соответствовать положениям ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей вручение ему извещения не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку изменений условий труда в смысле ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не произошло, так как применение рассматриваемой компенсации всегда было связано с выполнением истцами специфических работ с боеприпасами и вооружением либо отсутствием таковых, кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела произошедшая чрезвычайная ситуация от воли ответчика не зависела, не может быть отнесена к изменениям в технике и технологии производства, структурной реорганизации производства, о которой работники могли быть предупреждены за два месяца.
Судами учтено, что компенсационные выплаты, как усматривается из их существа, являются доплатой, призванной компенсировать работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, с 15 ноября 2019 г. истцы перестали выполнять работу с боеприпасами, однако компенсация за условия труда, связанные с такой работой, продолжала им начисляться и выплачиваться работодателем по январь 2020 года включительно, что условиям труда истцов в тот момент не соответствовало и было устранено приказом начальника склада хранения N от 27 февраля 2020 г.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истцов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 22 апреля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Е.Е.В, К.А.А, Д.Л.А, Я.Н.В, М.В.Л, К.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.