Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-42/2021 (УИД 75RS0017-01-2021-000011-86) по иску администрации муниципального района "Ононский район" к Комогорцеву Андрею Анатольевичу о взыскании социальной выплаты на строительство жилья, по кассационной жалобе Комогорцева Андрея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация муниципального района "Ононский район" (далее по тексту - администрация) обратилась в Ононский районный суд Забайкальского края с иском к Комогорцеву Андрею Анатольевичу (далее по тексту - Комогорцев А.А.) о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 814 627, 80 рублей.
Определениями Ононского районного суда Забайкальского края от 19 января 2021 г, от 18 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение здравоохранения "Ононская Центральная районная больница" (далее по тексту - ГУЗ "Ононская ЦРБ"), Министерство сельского хозяйства Забайкальского края.
Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 25 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района "Ононский район" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2021 г. решение Ононского районного суда Забайкальского края от 25 марта 2021 г. отменно, принято новое решение, которым исковые требования администрации муниципального района "Ононский район" удовлетворены. С Комогорцева А.А. в пользу администрации муниципального района "Ононский район" взысканы денежные средства в размере социальной выплаты на строительство жилья в сумме 814 627, 80 рублей и в доход бюджета муниципального района "Ононский район" государственная пошлина в размере 11 346 рублей.
Комогорцев А.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы Комогорцев А.А. указал, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что работодатель - ГУЗ "Ононская ЦРБ" не исполнил свою обязанность по трехстороннему договору, не заключил с ним дополнительное соглашение к трехстороннему договору, содержащее обязанность отработать в больнице еще 5 лет со дня предоставления социальной выплаты, не была такая обязанность и разъяснена ему при заключении трехстороннего договора, тем самым у администрации Муниципального района "Ононский район" отсутствуют правовые основания для истребования данной социальной выплаты. Судом апелляционной инстанции не исследованы доказательства того, что его увольнение носило вынужденный характер. Вынужденный характер увольнения не может служить безусловным основанием для истребования социальной выплаты на строительство жилья. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комогорцев А.А. состоял в трудовых отношениях с ГУЗ "Ононская центральная районная больница" со 2 июля 2013 г, работал в должности врача хирурга на основании трудового договора от 2 июля 2013 г. б/н 23.
15 апреля 2019 г. между администрацией муниципального района "Ононский район", ГУЗ "Ононская ЦРБ" (работодатель) и молодым специалистом Комогорцевым А.А. (участник) заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора от 15 апреля 2019 г. администрация обязалась выдать участнику свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, перечислить на банковский счет участника социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере, указанном в свидетельстве, уведомить участника о поступлении денежных средств на его счет, осуществлять контроль за соблюдением участника условий предоставления социальной выплаты и других обязательств, предусмотренных настоящим договором, действующим законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и муниципального района "Ононский район".
В пункте 2.2.1 предусмотрено, что администрация вправе истребовать от участника средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения участником обязательств, предусмотренных подпунктами 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4 договора, а также несоблюдения условий, указанных в пункте 2.5 настоящего договора.
Работодатель обязался заключить с участником трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; уведомить в письменном виде администрацию о досрочном расторжении трудового договора с участником с указанием причин его расторжения в течение трех рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора (пункт 2.3 договора).
Участник обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пункт 2.4.1 договора), использовать средства социальной выплаты на цели, указанные в свидетельстве, и при условии оплаты за счет собственных и (или) заемных средств части стоимости строительства жилья, необеспеченной за счет средств социальной выплаты (пункт 2.4.3), оформить построенное (приобретенное) жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия свидетельства (пункт 2.4.4 договора).
В соответствии с пунктом 2.5 договора участник вправе на сохранение социальной выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора, если в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы) в сельской местности.
Министерством сельского хозяйства Забайкальского края ответчику выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N МОЗ 6-03/2019 в размере 814 627, 80 рублей.
Распоряжением главы администрации муниципального района "Ононский район" от 20 мая 2019 г. N 83 за счет бюджета муниципального района "Ононский район" на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 года и на период до 2020 года" Комогорцеву А.А. перечислены денежные средства в размере 40 731, 39 рублей.
Распоряжением главы администрации муниципального района "Ононский район" от 20 мая 2019 г. N 84 за счет средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 года и на период до 2020 года" Комогорцеву А.А. перечислены денежные средства в размере 773 896, 41 рублей.
Платежным поручением от 28 мая 2019 г. подтверждается факт перечисления денежных средств на счет ответчика.
Указанные средства Комогорцев А.А. использовал на строительство жилого дома по адресу: с. "адрес".
После получения Комогорцевым А.А. социальной выплаты между ГУЗ "Ононская ЦРБ" и Комогорцевым А.А. были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 24 сентября 2019 г. и 1 февраля 2020 г, которые фактически повторяли содержание трудового договора, не содержали ссылок на договор от 15 апреля 2019 г. и были заключены по иным основаниям, не касающихся указанного договора.
Приказом главного врача ГУЗ "Ононская ЦРБ" от 1 апреля 2020 г. N 266 Комогорцев А.А. уволен на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
13 апреля 2020 г. Комогорцев А.А. был принят на работу в Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ольская районная больница" расположенное по адресу: Магаданская область, Ольский район, поселок Ола, ул. Лесная, д. 24 на должность заведующего хирургическим отделением, врача-хирурга.
Жилой дом по адресу: с. "адрес" по договору купли-продажи от 28 апреля 2020 г. ответчиком был продан.
Истец, указав на невыполнение ответчиком условий трехстороннего соглашения, а именно, что Комогорцев А.А. в ГУЗ "Ононская ЦРБ" не отработал положенные 5 лет со дня получения социальной выплаты, то есть до 28 мая 2024 г, 2 апреля 2020 г. уволен по собственному желанию, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пунктом 2 статьи 2, статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия оснований для взыскания суммы социальной выплаты с ответчика, поскольку на момент увольнения Комогорцев А.А. уже работал в сельской местности более 5 лет, и какого-либо дополнительного соглашения, обязывающего его после получения социальной выплаты отработать в ГУЗ "Ононская ЦРБ" еще 5 лет с ним не заключалось. После расторжения трудового договора Комогорцев А.А. трудоустроился в учреждение здравоохранения в Магаданской области, которое также находилось в сельской местности, что, по мнению суда, давало ответчику право на сохранение за ним предоставленной на основании трехстороннего договора социальной выплаты.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился, признав их основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2006 г..N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пунктом 2 статьи 2, статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г..N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", статьями 421, 431, пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что предметом заключенного с ответчиком 15 апреля 2019 г..договора об обеспечении жильем молодой семьи, с условиями которого ответчик согласился, получив социальную выплату на строительство жилья, является взаимодействие сторон в целях реализации направления (Подпрограммы) "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г..N 717, Государственной программы Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2013 г..N 480, и муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на территории муниципального района "Ононский район" на период 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района "Ононский район" от 15 октября 2013 г..N 579, основный целью данной муниципальной программы является, в том числе, улучшение условий жизнедеятельности в сельских территориях муниципального района "Ононский район", основными задачами Программы являются в том числе закрепление кадров в сельской местности, удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье населения, проживающего на сельских территориях муниципального района "Ононский район", в том числе молодых семей и
молодых специалистов, источниками финансирования данной программы являются, в том числе, и средства бюджета муниципального района "Ононский район", из буквального толкования пунктов 2.3.1 и 2.4.1 договора следует, что участник программы - член молодой семьи (молодой специалист) обязан заключить с работодателем (в данном случае ГУЗ "Ононская ЦРБ") трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты именно на территории муниципального района "Ононский район", соответственно при нарушении указанного условия, в данном случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи, Комогорцев А.А. в соответствии с пунктом 2.5.1 договора для сохранения права на предоставленную ему социальную выплату в срок, не превышающий 6 месяцев обязан был заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности именно на территории муниципального района "Ононский район". Поскольку Комогорцев А.А. уволился с работы до истечения пятилетнего срока с момента получения социальной выплаты (1 апреля 2020 г..) по собственной инициативе и по истечении 6 месяцев со дня увольнения не заключил трудовой договор с другим работодателем, не организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на территории муниципального района "Ононский район", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что он обязан возвратить администрации муниципального района "Ононский район" средства в размере предоставленной ему социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции отметил, что новое место работы ответчика какого-либо юридического значения для сохранения за ним права на социальную выплату не имеет, поскольку Комогорцев А.А. трудоустроился в другом субъекте Российской Федерации (Магаданская область), тогда как спорная выплата ему была предоставлена в рамках развития условий жизнедеятельности в сельских территориях муниципального района "Ононский район" и в том числе из средств бюджета муниципального района "Ононский район".
Кроме того, поселок Ола в соответствии с законом Магаданской области от 8 апреля 2015 г. N 1883-03 "О преобразовании муниципальных образований "поселок Ола", "поселок Армань", "село Балаганное", "село Гадля", "село Клепка", "село Талон", "село Тауйск", "село Тахтоямск", "село Ямское" путем их объединения с наделением статусов городского округа не относится к сельским территориям, в том понятии, в котором оно дается в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р.
Не соглашаясь с выводами суда о невыполнении работодателем пункта 2.3.1 договора от 15 апреля 2019 г, в соответствии с которым ГУЗ "Ононская НРБ" обязана была заключить с Комогорцевым А.А. трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, суд апелляционной инстанции указал, что данное обстоятельство само по себе не является основанием для сохранения за ответчиком права на спорную выплату, поскольку ответчик осуществлял свою трудовую деятельность на основании бессрочного трудового договора, что позволяло ему с целью выполнения принятых на себя обязательств работать в сфере здравоохранения в течение 5 лет после получения социальной выплаты.
Отклоняя доводы ответчика о том, что его увольнение носило вынужденный характер, как документально неподтвержденные, суд апелляционной инстанции указал, что из материалов дела следует, что увольнение ответчика было связано с трудоустройством к другому работодателю и переездом на другое место жительство.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого федерального закона).
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, являются основными целями государственной аграрной политики.
Согласно положениям статей 8 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации Постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).
Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).
Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).
Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац 3 пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац 5 пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2013 г. N 480 утверждена Государственная программа Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий" целью которой является устойчивое развитие сельских территорий муниципальных районов Забайкальского края путем создания условий, способствующих благоприятному социально-экономическому развитию села. В качестве одного из мероприятий подпрограммы "Развитие сельских территорий Забайкальского края" указано улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемой, в том числе путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Указанное мероприятие предусмотрено и муниципальной программой "Устойчивое развитие сельских территорий на территории муниципального района "Ононский район" на период 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района "Ононский район" от 15 октября 2013 г. N 579.
В целях реализации направления (Подпрограммы) "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Государственной программы Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2013 г. N 480, и муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на территории муниципального района "Ононский район" на период 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района "Ононский район" от 15 октября 2013 г. N 579, между администрацией муниципального района "Ононский район", ГУЗ "Ононская ЦРБ" с одной стороны и Комогорцевым А.А. с другой стороны был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты.
Условиями предоставления социальной выплаты, как следует из договора, является работа участника у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пункт 2.4.1 договора), использование средств социальной выплаты на цели, указанные в свидетельстве (пункт 2.4.3), оформление построенного (приобретенного) жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия свидетельства (пункт 2.4.4).
В пункте 2.2.1 договора от 15 апреля 2019 г. предусмотрены последствия невыполнения участником обязательств, предусмотренных подпунктами 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4 договора, а также несоблюдения условий, указанных в пункте 2.5 настоящего договора (пункт 2.2.1 договора), а именно право администрации на истребование в судебном порядке от участника средств в размере предоставленной социальной выплаты.
Взыскивая с Комогорцева А.А. денежные средства в размере полученной социальной выплаты, суд апелляционной инстанций не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Комогорцева А.А. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что полученная Комогорцевым А.А. социальная выплата использована им по целевому назначению - на строительство жилого дома, построенный жилой дом был оформлен в общую собственность всех членов семьи. В процессе реализации права на социальную выплату со стороны Комогорцева А.А. не было допущено недобросовестных, противоправных действий.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что с учетом целей и задач государственной политики в сфере развития сельских территорий, направленных на закрепление кадров в сельской местности, удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье населения, проживающего на сельских территориях муниципального района "Ононский район", в том числе молодых семей и молодых специалистов, путем предоставления им социальных выплат, само по себе расторжение трудового договора, в том числе по инициативе работника - получателя социальной выплаты, без учета конкретных обстоятельств, приведших к расторжению трудовому договора, не может служить безусловным основанием для истребования у него социальной выплаты.
Схожее по сути правовое регулирование предусмотрено трудовым законодательством, а именно положениями статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Названной нормой закона предусмотрен перечень причин, обусловливающих невозможность продолжения работником работы и необходимость работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, по его инициативе. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим.
Следовательно, вопрос об уважительности причин увольнения молодого специалиста, до истечения срока, которым было обусловлено предоставление ему социальной выплаты - работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, при рассмотрении требований о взыскании этой выплаты суду апелляционной инстанции следовало разрешить в том числе с учетом названных обстоятельств.
Однако суд апелляционной инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права молодого специалиста на предоставленные ему меры социальной поддержки в случае расторжения трудового договора по собственной инициативе до истечения пятилетнего срока с момента получения социальной выплаты, пришел к ошибочному выводу о том, что факт расторжения трудового договора по инициативе такого специалиста является достаточным основанием для возврата полученных им социальной выплаты. Такой подход суда апелляционной инстанции противоречит сути и целям государственной политики в области развития сельских территорий и государственным программам по улучшению жизненных условий молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, Комогорцев А.А, возражая против удовлетворения исковых требований администрации муниципального района "Ононский район" о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, указывал на вынужденный характер увольнения. С 30 декабря 2019 г. в ГУЗ "Ононская ЦРБ" он работал один, как хирург (население Ононского района свыше 9 тыс. человек). Работа его складывалась следующим образом, с 8:30 до 13:00 работал в стационаре, в это же время работал с пациентами, обращающимися в приемный покой и в это же время с утра до обеда в его обязанности входили: осмотр всех пациентов отделения, заполнение всей документации, назначение лечения, обследования, а периодически, когда приезжал врач-анестезиолог, выполнение плановых или экстренных операций, данную работу он выполнял один, так как в больнице больше не было врачей-хирургов; с 14:00 до 17:00 вел прием в поликлинике, параллельно осматривал пациентов в приемном покое и выполнял экстренные операции, после окончания приема начинались вызывные часы на дому. Указанное предполагало круглосуточное его нахождение в пределах села. Иногда за сутки он спал только 1- 2, 5 часа, в месяц у него было 7-8 дежурств (ночные и дневные) по стационару. Также ежемесячно он должен был заполнять критерии оценки выполнения целевых показателей по своей работе, если он не выполнял какой-либо пункт, то снимались баллы, что влияло на размер его заработной платы.
Указанным возражениям Комогорцева А.А. судом апелляционной инстанции правовой оценки не дано, суд ограничился лишь указанием на то, что утверждения ответчика о вынужденном характере принятого им решения о расторжении трудового договора не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, тем самым произвольно применены статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нарушены требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.
Ввиду изложенного суждение суда апелляционной инстанции о том, что новое место работы ответчика какого-либо юридического значения для сохранения за ним права на социальную выплату не имеет, поскольку Комогорцев А.А. трудоустроился в другом субъекте Российской Федерации (Магаданская область), тогда как спорная выплата ему была предоставлена в рамках развития условий жизнедеятельности в сельских территориях муниципального района "Ононский район" и в том числе из средств бюджета муниципального района "Ононский район", равно как и вывод суда апелляционной инстанции о том, что за Комогорцевым А.А. не сохраняется право на использование социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и он обязан возвратить эту выплату в полном объеме, как не выполнивший условия заключенного с ним договора от 15 апреля 2019 г, нельзя признать соответствующими целям и задачам правового регулирования отношений по улучшению жилищных условий молодых семей (молодых специалистов), проживающих в сельской местности, и предназначению указанной социальной выплаты.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2021 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Д.А. Гусев
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.