Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-880/2020; УИД: 54RS0023-01-2020-000623-90 по иску Ковалевской Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и о возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж период работы в должности учителя начальных классов, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ковалевская Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее по тексту также УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное)) о признании незаконным решения, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и о возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж период работы в должности учителя начальных классов.
Требования мотивированы тем, что 24 октября 2019 г. она обратилась в УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.
Ответчик не засчитал в стаж педагогической деятельности период ее работы с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. (15 л. 7 мес. 7 дн.) - в должности учителя начальных классов в средней школе N 23 г. Семипалатинска Республики Казахстан.
Истец считает не включение указанного периода в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным, поскольку она в период с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. работала в должности учителя начальных классов в Средней школе N 23 г. Семипалатинска Республики Казахстан. Работодатель оплачивал обязательные пенсионные взносы и это подтверждается соответствующей справкой N от 22 июля 2019 г. Полагает, что отсутствуют законные основания для отказа во включении спорного периода в специальный стаж.
Считает, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с учетом подлежащих зачету периодов, возникло у нее с момента обращения, с 24 октября 2019 г.
Просила суд:
- признать незаконным отказ УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) от 30 января 2020 г. N о включении в ее специальный педагогический стаж периода с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. (15л. 7мес. 7дн.) - в должности учителя начальных классов в средней школе N23 города Семипалатинска Республики Казахстан.
- обязать УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) включить в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. (15 л. 7 мес. 7 дн.) - в должности учителя начальных классов в Средней школе N 23 города Семипалатинска Республики Казахстан.
- обязать УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 24 октября 2019 г.
- взыскать с УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) в ее пользу судебные расходы.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
"Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) от 30.01.2020 N о невключении в специальный педагогический стаж Ковалевской Т.А. периода с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. (15 л. 7 мес. 7 дн.) - в должности учителя начальных классов в средней школе N 23 г. Семипалатинска Республики Казахстан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж Ковалевской Татьяны Александровны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. (15 л. 7 мес. 7 дн.) в должности учителя начальных классов в Средней школе N 23 города Семипалатинска Республики Казахстан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) назначить Ковалевской Т.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 24 октября 2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) в пользу Ковалевской Татьяны Александровны судебные расходы в размере 300 рублей".
Представителем УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) подана апелляционная жалоба на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 августа 2021 г. отменено решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г. в части признания незаконным отказа УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) N от 30 января 2020 г. о не включении в специальный педагогический стаж Ковалевской Т.А. периода работы в должности учителя начальных классов в средней школе N23 г.Семипалатинска Республики Казахстан с 1 января 1998 г. по 31 августа 1999г, с 21 июля 2002 г. по 30 сентября 2003 г, с 1 июня 2008 г. по 30 июня 2008 г, с 1 ноября 2008 г. по 30 ноября 2008 г, обязании их включения в специальный педагогический стаж Ковалевской Т.А, постановлено новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Ковалевской Т.А. отказано.
В остальной части решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по граждански делам Новосибирского областного суда от 20 июля 2021 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) на его правопреемника - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту также ОПФР по Новосибирской области) просит об отмене решения Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 августа 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 октября 2019 г. Ковалевская Т.А. обратилась в УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) от 30 января 2020 г. N в назначении досрочно страховой пенсии по старости было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. - в должности учителя начальных классов в средней школе N23 г. Семипалатинска Республики Казахстан.
По мнению пенсионного органа, общая продолжительность стажа истца составила 13 лет 04 месяца 15 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленными документами подтвержден факт осуществления Ковалевской Т.А. в период с 1 января 1998 г. по 7 августа 2013 г. педагогической деятельности в Республике Казахстан, в связи с чем специальный стаж истца составил с учетом включения спорного периода, более 25 лет, что дает право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 августа 2021 г. отменено решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г. в части признания незаконным отказа УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) N от 30 января 2020 г. о не включении в специальный педагогический стаж Ковалевской Т.А. периода работы в должности учителя начальных классов в средней школе N23 г.Семипалатинска Республики Казахстан с 1 января 1998 г. по 31 августа 1999г, с 21 июля 2002 г. по 30 сентября 2003 г, с 1 июня 2008 г. по 30 июня 2008 г, с 1 ноября 2008 г. по 30 ноября 2008 г, обязании их включения в специальный педагогический стаж Ковалевской Т.А, постановлено новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Ковалевской Т.А. отказано.
В остальной части решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В статье 1 указанного Соглашения указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Статьей 5 названного Соглашения определена сфера действия Соглашения, которая предусматривает распространение на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган, установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Вышеприведенными списками предусмотрено, что к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе "школы всех наименований", а в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность "учитель".
Статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Из совокупности представленных стороной истца доказательств, оценка которым дана в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебными инстанциями установлено, что в спорные периоды (за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также периодов, за которые не производилась уплата страховых взносов) истец осуществляла педагогическую деятельность в Республике Казахстан, специальный стаж истца составил более 25 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей, имевшие место на территории Республики Казахстан, следует учитывать в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости до 27 июля 1996 г, в связи с тем, что с 27 июля 1996 г. приостановлено действие статьи 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан", а с 1 января 1998 вступил в действие Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 г. N 136, которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку положениями Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 15 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.